Перейти к содержимому. | Перейти к навигации

Персональные инструменты
Вход
Разделы
Вы здесь: Главная Статьи Иерей Григорий: «Чтобы вернуть русских в Чечню, нужно закрепить позиции тех, кто живет здесь»
Операции с документом

Иерей Григорий: «Чтобы вернуть русских в Чечню, нужно закрепить позиции тех, кто живет здесь»

Храм Архангела Михаила в Грозном впервые был освящен более столетия назад - в 1892 году. В советское время он считался одним из лучших приходов Ставропольской и Бакинской епархий. Во время двух российско-чеченских войн храм, как и вся республика, подвергся основательному разрушению. В 2006 году он был вновь отстроен и открыт для прихожан. В 2009-м. расписан и освящен архиепископом Феофаном. В 2011 году настоятелем храма Архангела Михаила в Грозном стал выпускник Ставропольской духовной семинарии иерей Григорий, который с 2009 года служит штатным священником.
Иерей Григорий: «Чтобы вернуть русских в Чечню, нужно закрепить позиции тех, кто живет здесь»

Иерей Григорий

Многих сегодня в России, да и за ее пределами  интересует, как и чем живут православные граждане  Чечни, каковы  проблемы  русскоязычной  части населения республики.

Исрапил Шовхалов, Абдулла Дудуев и Таус Серганова побеседовали с настоятелем грозненского Храма о положении  русскоязычных жителей Чечни.

Иерей  Григорий, я обратила внимание, что в церкви есть охрана. Это необходимо?

- Я особо не задавался этим вопросом. Если ее поставили, значит, посчитали нужным. Точно так же можно спросить: когда проходит пятничная молитва в мечети «Сердце Чечни», нужно ставить оцепление?

За то время, что вы здесь служите, как бы вы оценили ситуацию в республике?

- Конечно, я не видел всего того, что происходило до конца 2009 года, знаю только понаслышке. А так обстановка стабильная.

Возникали какие-либо ситуации, когда вы себя чувствовали дискомфортно?

- Если говорить откровенно, поначалу неприятные эпизоды случались, но я стараюсь не заострять на этом  внимание. Неудобство было обусловлено тем, что я был в рясе. Сейчас я хожу по городу спокойно.  И даже возможно, допустим, такое: сажусь в маршрутку, а водитель говорит: «Батюшка, ты наш мулла русский,  деньги с тебя брать не будем».

Как на вас реагируют жители?

- Я буквально накануне ездил в воинскую часть в черте города, сел в маршрутку, а пассажиры меня приветствовали. Приятно, когда встречные дружественно реагируют на твое присутствие. Мне нравится сам менталитет, доброжелательность здешних людей. Мы с матушкой ходим на рынок с детьми (одному нет года,  второму скоро три). Детям то яблоко дадут, то банан - это внимание, проявленное в мелочах, может характеризовать народ. Вот у нас, у православных христиан, в свое время, когда еще не раскрепостили народ после революции, в семьях тоже было помногу детей. Семья была полноценной, и это помогало в дальнейшем человеку в жизни, обществе, социуме. Человек, который растет и воспитывается в большой семье, коммуникабельный, общительный и милосердный.  Вот и в вашем народе я вижу любовь, снисхождение, особое отношение к детям. Когда я учился в Ставропольской духовной семинарии, у нас были студенты-семинаристы, выросшие в многодетных семьях – они заметно отличались от тех, кто был единственным ребенком у родителей. Большая семья прекрасна –  «семь я», то  есть я сам, жена и еще пятеро детей, чтобы кулак был полный, как говорят на Кавказе. Не надо детей планировать: сколько Бог дает, столько и должно быть.

Сколько человек приходит на воскресную службу?

- Сложно сказать. Недавно у нас образована новая епархия – Махачкалинская и Грозненская, которая включает Дагестан, Чеченскую республику и республику Ингушетия. Местный архиерей к нам приезжал, у нас было около ста человек на богослужении. На празднике Благовещения собралось примерно столько же  прихожан. Здесь, где мы сидим с вами, соорудили  под навесом трапезную, в этом помещении мы собираемся.IMG_0678.JPG

Это все православные жители Грозного?

- Не только. Еженедельно приезжают бывшие жители, в свое время вынужденные против своей воли покинуть республику.  Например, приезжие из Санкт-Петербурга в это воскресенье побывали на богослужении. Кто-то приезжает на могилы родных, другим нужно какие-то вопросы с пенсией решить либо с квартирой. Они сначала заходят в церковь помолиться, а потом идут решать свои дела. У кого-то квартиру отобрали, они надеются отстоять свои права, у другого документы подделали, кто-то просто приезжает помолиться в том храме, где он крестился, венчался. В советское время церковь заполнялась так, что яблоку негде упасть. Я нашел старую фотографию, снятую на богослужении. Изображена четвертая часть храма, до отказа заполненная прихожанами - надо полагать, там около двухсот человек. Представляете, это лишь те, которые поместились в кадре. Сейчас у нас даже в воскресные и праздничные дни такого количества людей не бывает. А если взять будние дни, то два-три человека приходят.
002.JPG

Вы, наверное, всех прихожан знаете?

- Да, я уже многих знаю. Но чтобы духовная жизнь нашего прихода стала полноценнее, необходимы пристройки, нужно создать целый комплекс дополнительных строений. Храм без приходского церковного комплекса, что машина без колес, далеко не уедет. А пока мы пытаемся по мере возможности использовать в нашей деятельности  вот это помещение, где мы сейчас находимся. В дальнейшем планируем еще детскую площадку оборудовать, чтобы дети комфортно себя чувствовали. Ребенку во время службы бывает тяжело стоять, так как богослужение у нас продолжительное – до четырех-пяти часов. Необходимо помещение для воскресной школы, это позволило бы нам вести просветительскую работу, избавить прихожан и их детей от невежества. В советское время здесь стоял двухэтажный дом в четыре раза больше нынешнего, это, конечно, было подспорье. Дом  демонтировали в 2006 году, потом обещали его восстановить, а сейчас уже 2013-й, но до сих пор ничего не сделано.

А кто взял на себя обязательства по восстановлению?

- Мне сложно сказать, но, по словам прихожан, руководство Чечни давало  такие обещания. В феврале 2011 года глава республики обещал оказать содействие. А в мае того же года была произведена реформа, которая привела к образованию новых епархий на Северном Кавказе. Может быть, это притормозило осуществление планов возведения церковного комплекса, включающего конференц-зал и гостиницу. Последнее особенно важно, потому что, как я уже сказал, людям, приезжающим для решения своих проблем, нужно где-то переночевать – не всем по карману номер в обычном отеле.

Некоторые люди страдают, ибо не в силах расстаться со своими прошлыми представлениями  о жизни здесь. Храм – прекрасное место для того, чтобы человек остановился, осмотрелся, а я ему объяснил бы спокойно все, помог освоиться в новых условиях.

Вышла книга «Несвятые святые», ее написал один весьма деятельный пастырь. Он рассказывает, что  когда приезжал в Грозный, ему там оплевали  рясу. Не знаю, когда это с ним случилось – после первой военной кампании или второй, но со своей стороны свидетельствую: в меня никто не плевал. Ко мне здесь нормально относятся,  я  говорю об этом приезжим, так как уверен, что люди могут вернуться, но для этого необходимы условия.

Скажите, сколько русскоязычного населения, по-вашему, в данное время живет в Чечне?

- Со слов представителей мэрии, по их статистике – тысячи полторы. Среди этих русскоязычных есть те, что приняли ислам. В частности, женщина должна сделать это при вступлении в брак с мусульманином.

Насколько активно эта часть населения участвует в жизни прихода?

- Если есть возможность, люди приносят продукты для священника, он же живет за счет пожертвований. Мы эти продукты распределяем среди нуждающихся. Это область совмещения богоугодного дела с общественной работой. В дореволюционный период приходы позволяли себе не только помогать нуждающимся, но и приходские школы содержать на полном пансионе. Если человек нуждается в моей помощи, для меня нет разницы, какой он национальности. Однако мне  как православному священнику подобает обращать особенное внимание на нужды православных. В моем случае, правда, не люди за священником ходят, а священник должен ходить за людьми. Здесь бабушки живут, которые не знают, что в городе происходит, не знают, где находится то или иное ведомство, куда им нужно съездить. Они думают, что здесь до сих пор все еще разрушено. Я с ними общаюсь, обмениваюсь телефонами, оставляю свой почтовый и электронный адрес их соседям.

С какими проблемами сталкиваются здесь русские?

- Возникают проблемы такого рода, как, например, межевание земельного участка, в основном у пенсионеров. Так, в прошлом году был случай с моей прихожанкой, она мне пожаловалась на то, что сосед отрезал себе кусок земли от ее участка. Я обратился в Общественную палату республики, они откликнулись и урегулировали этот вопрос. У другой прихожанки чужой человек начал строиться прямо на ее участке, и это все  ситуации довольно типичные.

Удается ли вам оказывать содействие людям, которые нуждаются в поддержке?

- Часто встречаю своих прихожан в мэрии, на разных мероприятиях. Я им говорю: мне радостно, что вас так много, но хотелось бы, чтобы столько же вас было и в храме. Республиканские власти пытаются облегчить положение русскоязычных граждан: например, мы в  2010 - 2012 годах неоднократно выезжали в паломнические поездки. Представители мэрии вручали нам необходимые для этого денежные средства. Нам оказывают какое-то внимание, не сказал бы, что нас не слышат.  Просто нужно говорить о своих проблемах не где-то на кухне, а открыто. Я не чиновник, не бюрократ, но надо научиться использовать на благо людей имеющиеся официальные механизмы, находить общий язык с теми, кто готов помочь, откликнуться. К нам в приход приезжали члены парламента ЧР, мы с ними обсудили ряд насущных вопросов.

В прошлом году по поручению главы республики мэрия города подарила мне автомобиль «Жигули», это ведь тоже знак внимания, заслуживающий благодарности.

Хочется, чтобы у тех, кто читает о Чечне, сложилось правильное представление. Некоторые сверх меры расхваливают нашу республику, как будто мы живем в раю и здесь все святые, другие  так стращают, будто здесь льется кровь, русских терзают живьем. На самом же деле здесь, как и в любом месте, есть проблемы, требующие от нас разума, терпения, работы. Польза приходского комплекса была бы именно в том, чтобы консолидировать русскоязычное население. Не будут же люди собираться возле мечети или мэрии, причем только тогда, когда раздают на Пасху продукты.

Есть программа по возвращению русскоязычного населения. Как она работает? Есть ли желающие возвращаться?

Программа существует, но не действует.

Не действует по какой причине?

- Из-за отсутствия финансирования, как мне говорили. У нас проходили в 2011- 2012 годах миротворческие конференции, на последней из них мы внесли в резолюцию пункт о том, что нужно закрепить позиции тех, кто здесь живет: найти им работу, создать благоприятные условия. Это был бы оптимальный вариант, позволяющий решить проблемы, связанные с возвращением русских.

Мои знакомые, которые живут в Ростове, говорили, что если они вернутся в Грозный,  им обещают дать квартиру…

- Я тоже слышал, что дают, но ни одного такого факта не знаю. Кроме единственного случая, когда сотруднику полиции  выделили однокомнатную квартиру ввиду того, что это женщина, она продолжительное время здесь находилась и  снимать жилье ей  было трудно.

По-вашему, сейчас происходит отток русскоязычного населения из Чечни?

- Да, люди уезжают. В прошлом году семья с двумя детьми выехала, в этом году планируют уехать еще две семьи.

А как они объясняют причины своего решения?

- У последней уезжающей семьи нет своего жилья, хотя люди родились здесь, жили, не выезжали во время войны. Еще проблемы по компенсациям: у меня есть прихожане, которые их так и не дождались, хотя право имели. Говорят, что вроде деньги пришли в банк, но чтобы их получить, кому-то нужно дать проценты от этих денег. О таких проблемах  здесь много говорят. Я по мере сил стараюсь оказывать содействие. Есть среди русских и те, которые боятся. В одном населенном пункте у нас возникла проблема с кладбищем. На могилах бродили животные,  кто-то ломал кресты, выдергивали из земли железные ограды.

У нас была информация о том, что официальные органы республики обсуждали вопрос о консервации некоторых православных кладбищ. Как вы думаете, почему возникла эта проблема?

- Сложно сказать, какие цели люди преследует. Может быть, само присутствие православных кладбищ здесь кого-то раздражает. А может, здесь замешаны чьи-то строительные планы, хотя закон запрещает возводить на месте кладбищ жилые комплексы. Даже произведя консервацию, можно лишь подвергнуть кладбище культивации  и создать на его месте лесопарковую зону.

Консервация предполагает запрет погребения на этой территории?

- Да. Когда я просил, чтобы кладбища огородили, мне ответили: если законсервируем, то огородим и охрану дадим. А сразу нельзя без бюрократических проволочек это сделать.

Вы не можете поставить людей, которые следили бы за кладбищами?

- Мы думали об этом. Но вы представляете, сколько кладбищ в республике? Главы поселковых администраций говорят, что не в состоянии нам помочь. В одном месте они приехали, замерили территорию кладбища, пообещали поставить ограду. Но с тех пор уже год прошел,  они так ничего и не сделали.

Сколько кладбищ в Грозном?

- Четыре больших, еще несколько поменьше. Когда шла война, люди и у себя во дворе хоронили. Поговаривали о переносе кладбища в Заводском районе. Префект района пригласил меня, советовался, возможно это или нет. Мы выехали с ним на место, посмотрели. Но возник вопрос: люди похоронили своих близких и уехали,  как же мы без их ведома возьмем прах и перенесем на другое место? Мы друг друга поняли, тему закрыли.

Буквально в прошлом году по местному телевидению показывали, что во время Пасхи те, кто хотят навестить родные могилы, могут бесплатно приехать…

- Что касается этого, у нас не принято во время Пасхи посещать кладбища. В советское время из-за господства атеизма, невежества в вопросах религии сложилась такая традиция. Людей на Пасху действительно приглашают, сопровождают, встречают с Моздока, со Стародеревской, привозят сюда на богослужение. Есть волонтеры, которые организовывают и обеспечивают приезд православных для уборки кладбищ накануне Пасхи. В прошлом и в этом году приезжали человек 50 еще до Пасхи, убирали могилы.

Говорят о несколько тысячах приезжающих на Пасху. Это так?

- Не знаю, я в храме вижу максимум человек тридцать. Беседовал по этому поводу с одним чиновником,  он мне говорит, мол, это же ваша работа. Я ему отвечаю: помогите приехать людям до Пасхи, чтобы они вместе с другими, которые иной веры, убирали свои могилы. А то получается, что мы нагнетаем обстановку: администрация сгоняет людей, школьников из числа местных жителей, чтобы они убирали кладбища, а потом мне говорят: «Почему, батюшка, ваши православные сами не убирают их?». Был бы здесь гостиничный комплекс, человек приехал бы, остановился, сходил на могилы родных, убрал их, переночевал здесь и спокойно уехал. Но такой возможности пока еще нет.

Сейчас поднимают вопрос о присутствии священника в армии, как вы к этому относитесь?

- Он должен быть в армии, чтобы формировать правильную мотивацию: человек должен служить в армии не за деньги, а за Родину.

Когда возникает вопрос, который может быть решен только на самом верху, можете ли вы связаться с главой ЧР?

-  Это очень трудно.

Почему?

- Как глава республики, которому Бог дал власть, он должен ее осуществлять надлежащим образом, у него много важных государственных дел. Исходя из этого, если бы он знал, какие у нас проблемы,  многие из них были бы решены скорее.

Вы вообще с ним встречались?

- Да, дважды. В первый раз, когда представляли главе республики Общественную палату, и еще -  когда к нам в храм приезжала Валентина Ивановна Матвиенко.

А личных встреч у вас с ним не было?

- Не было.

А при тех встречах не было возможности поднять волнующие вас вопросы?

- Тогда они еще были скрыты от меня. Я постепенно узнавал, кто чем дышит, людей и их проблемы.

Вы слышали о том, что в Грозном будет строиться синагога? Каково ваше отношение к этому?

- Синагога – это уже, как говорится, другая епархия, я не имею к ней никакого отношения. Для меня актуально то, о чем я вам говорю: создание церковного комплекса. Свой пастырский потенциал я бы с легкостью смог реализовать благодаря  этому и спокойно занимался бы своим служением. Мы живем в ХХ1 веке, информация быстро распространяется: люди бы узнали, что сюда можно приезжать, и перелом в отношении к Чеченской республике произошел бы быстрее.  Такой на первый взгляд мелкий штрих может изменить представления о ней не только у всех россиян, но  и у мирового сообщества. Я ситуацию вижу так. Сейчас у меня есть знакомые, друзья среди чеченцев, к которым я обращаюсь за помощью, и многое решается благодаря этим братским взаимоотношениям.

Первый кавказский независимый журнал "ДОШ" №2-2013 .

Женское приложение "ДОШ"

182017.png

"10 лет назад"

Anna_350.jpg

10 лет назад, 7 октября 2006 года, была убита Анна Политковская.
Чуть ли не каждая из ее статей, подробно, в деталях, повествующих о человеческих судьбах, которые перемолола война,
– разом и скорбная весть, и суровое обвинительное заключение.
Она оставила целые тома, проливающие свет на военные преступления в Чечне.
Новый выпуск журнала "ДОШ"

62-2016

DIGEST_DOSH

Cover19.jpg