Перейти к содержимому. | Перейти к навигации

Персональные инструменты
Вход
Разделы
Вы здесь: Главная Новости Лесная альтернатива? Что заставляет дагестанскую молодежь браться за оружие
Операции с документом

Лесная альтернатива? Что заставляет дагестанскую молодежь браться за оружие

В сентябре-октябре журнал «ДОШ» и Межрегиональная общественная организация «Центр кавказской инициативы» совместно с организациями «Матери Дагестана за права человека» и «Правозащита Дагестана» провели опрос общественного мнения в одном из самых беспокойных регионов Северного Кавказа.

В начале июня в Махачкале прошло выездное заседание Совета при президенте России по развитию гражданского   общества и правам человека (подробнее об этом в статье «Попытка диалога» в №2-2011), на котором московские и дагестанские правозащитники и общественные деятели с местными чиновниками в течение двух дней обсуждали обстановку в республике с целью наладить диалог. Дискуссия получилась бурной и эмоциональной: правозащитники и родственники пострадавших от незаконных действий «силовиков» апеллировали вопиющими фактами нарушения прав человека, что трудно было принять присутствовавшим руководителям и представителям правоохранительных органов, к которым были обращены претензии. Мероприятие еще раз показало  глубину разрыва между обществом и властью, непонимание  чиновниками задач собственного существования, их нежелания действовать в рамках закона, что ставит под сомнение ее легитимность в глазах все большего числа людей.

После этой полемики, нам показалось интересным и важным выяснить мнение жителей Дагестана о главном, чему, собственно, и посвящены основные дискуссии в дагестанском обществе и в социальных сетях: в чем причина вооруженного противостояния дагестанцев, преимущественно молодых  людей, властям.
В сентябре-октябре журнал «ДОШ» и Межрегиональная общественная организация «Центр кавказской инициативы» совместно с организациями «Матери Дагестана за права человека» и «Правозащита Дагестана» провели опрос общественного мнения в одном из самых беспокойных регионов Северного Кавказа. В Махачкале, Кизляре, Хасавюрте, Кизил-юрте, Тухчаре, и Хутрахе было опрошено 2 117 человек в возрасте от 18 до 80 лет. Социальное положение опрошенных граждан: работники бюджетной сферы – врачи, учителя, соцработники – 19, 3 %, студенты – 28 %, пенсионеры – 12%, предприниматели – 5, 9 %, люди, работающие на частное лицо – 6,1% и безработные – 18,7%.
Респондентам был задан один вопрос:
почему, на Ваш взгляд, дагестанцы уходят в «лес»?,
и четыре варианта ответа:

  1. 1. из-за религиозных убеждений, желая установить в Дагестане шариат,
  2. 2. из-за произвола «силовиков», чтобы спасти свою жизнь или отомстить за родственников,
  3. 3. из-за безработицы и невозможности легально зарабатывать
  4. 4. по другим причинам

Ответы расположились следующим образом:


1. из-за религиозных убеждений, желая установить в Дагестане шариат – 28,3%

  1. 2. из-за произвола «силовиков», чтобы спасти свою жизнь или отомстить за родственников – 49,4 %
  2. 3. из-за безработицы и невозможности легально зарабатывать – 20,8%
  3. по другим причинам – 1,5%
    в качестве других причин, респонденты указывали глупость, необразованность/незнание ислама, грамотная вербовка, желание заработать легких денег, коррупция и беззаконие, недовольство правительством, желание реализовать себя, найти себя, желание стать членом влиятельного клана "лесных", политический заговор, заговор оборотней в силовых структурах и другие (похожие, но другими словами выраженные) причины. Стоит отметить, что существенной разницы в ответах в зависимости от социального статуса респондентов нет – до 2 %,

 

Комментарии:

«Люди уходят в подполье по разным причинам, и трудно понять, какая из них главная. Среди «лесных» много тех, кто не вписался в жизни, не получил образования, не имеет работы и не знает, как работать, как кормить семью. Для таких война проще, чем мир. Кто-то обманут, кто-то мстит. Где-то 15% здравомыслящих, которые выбирают экстремизм сознательно, точно так же, как это было в конце XIX века, когда бомбили градоначальников. Многие уходят, чтобы «завязать» с водкой или анашой. В лесу это проще. Наверно, есть и люди, которые таким образом выражают социальный протест. Много неофитов, которые пришли в религию год назад. Молодые люди, которым впервые дали стройную конструкцию мироздания, простое объяснение сложного мира, за этот порядок и вечную жизнь готовы воевать с оружием в руках. Многие из неблагополучных семей, с социальных окраин, которые раньше занимались бы рэкетом, а теперь называют это борьбой за шариат…» (Зубайру Зубайруев, и. о. начальника Управления информационной политики и пресс-службы президента Дагестана).

«Я четыре года занимаюсь правозащитной деятельностью, каждый день общаясь с массой людей, в том числе с родственниками тех, кто ушел в лес. Могу сделать один вывод: чем раньше правоохранительные органы начнут работать по закону, по Конституции – тем меньше будет таких уходов и протестных акций.  Для меня все всяких сомнений, что люди уходят в лес из-за произвола силовиков, я каждый день сталкиваюсь с такими примерами» (Светлана Исаева, председатель организации «Матери Дагестана – за права человека»)

Надира Исаева, журналист
Утро 23 сентября 2011 г. воскресило в памяти жителей высокогорного аула Хутрах в Дагестане подзабытые кадры старых фильмов об оккупации советских деревень немецкими войсками. В селе хозяйничали вооруженные люди в форме. Они врывались в дома, забирали мужчин и женщин, вывозили их за село, где их били, пытали и унижали. Солдаты на бронированных УРАЛах, хозяйничающие в твоем селе, оскорбляющие твою мать, сестру, жену, унижающие тебя самого – зрелище, способное взбудоражить ум и сознание самого закоренелого домоседа-пацифиста.

Пропорция, в которой распределились голоса респондентов опроса о причинах ухода мусульман Дагестана в «лес», 1 : 2 : 1 : 0 – приблизительная, но тенденциозная. То есть наличествуют, по мнению опрошенных, три причины оттока мусульман в ряды вооруженной оппозиции: религиозные убеждения, беспредел силовиков и безработица и социальная неустроенность. Доминирует второй фактор. То есть общественный класс людей (а в России силовиков пора признавать отдельным классом общества), заявляющих о себе, что именно они спасают Россию от разгула ваххабизма, терроризма, салафизма и прочего экстремизма, сам есть генератор этих сопротивленческих измов сначала в сознании людей, а затем в их действиях. Подтвердят вам достоверность этого тезиса практикующие адвокаты – свидетели того, как ломает судьбы молодых мусульман и опустошает кошельки их близких карательная машина силовиков.

За этой доминантой, с двукратным отставанием, следует фактор религиозных убеждений. Сопоставима с ним доля влияния безработицы. Но убеждения есть убеждения, тем более религиозные. А побудительный мотив есть побудительный мотив. Будь то насилие со стороны правоохранительных органов или отчаянье от безработицы. Массовые нарушения прав человека со стороны силовиков и социальный беспросвет не имеют той силы внушения, убеждения и, а главное, идейного обоснования, не имеют того потенциала, которым обладает вера для человека. Тем более Ислам с его прагматикой и конкретикой, а также требованием защищать себя с оружием в руках в случае вооруженной агрессии.

В Дагестане в «лес» уходят преимущественно молодые люди 1980-х – 1990-х годов рождения. Это поколение, не зашоренное советской идеологией, выросшее в условиях отсутствия государственной идеологии. Идеологией эти люди избрали для себя ислам и поиск справедливости с оружием в руках. Чем яростнее будут беспредельничать силовики и чем коррумпированнее будет руководство республики, не оставляя из-за своей алчности жизненного пространства пробивающемуся в активную жизнь юному поколению, тем интенсивнее будет влияние фактора религиозных убеждений на отток в «лес». Потому что, по закону перехода количества в качество, массовый и все ширящийся беспредел и коррупция госвласти будут убеждать максималистскую молодежь, что мирными методами, методами убеждения, акций публичного демократического протеста, а тем более уж через демократические выборы, решить проблемы общества невозможно. Силовики своими репрессиями подпитывают сторонников «леса» и людским ресурсом, и идейно, закрепляя в их сознании убежденность в единственной правильности избранного ими метода сопротивления

Новый выпуск журнала "ДОШ"

72.jpg

DIGEST_DOSH

Cover19.jpg

Женское приложение "ДОШ"

182017.png