Афазия. Коррекционная работа при афазии.

Если у человека возникают проблемы с полным или частичным использованием речи, которая была полностью сформированной, то у него развивается расстройство, называемое афазией. Афазия – это патология цикла речи. При этом само речевое нарушение происходит не на артикуляционном уровне, а при формировании речи непосредственно в головном мозге человека.

Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Афазия – это заболевание, для которого характерны проблемы с распознаванием речи и речевым общением, которые возникают вследствие повреждения участков мозга, отвечающих за речь. Афазия не является врожденным заболеванием. Она появляется внезапно после травм или заболеваний. Это может быть как травма головы, так и сердечный удар, инсульт, инфекция или маразм. Приобретенная афазия проявляется в виде полной или частичной неспособности воспринимать речь (устную и/или письменную) и говорить.

Существует различные классификации афазий: классическая, неврологическая классификация Вернике-Лихтгейма, лингвистические классификации и других. В настоящее время общепринятой является нейропсихологическая классификация афазий А.Р. Лурии, который различает шесть форм афазий: акустико-гностическую акустико-мнестическую (возникает при поражении височных отделов коры головного мозга), семантическую и афферентную моторную афазии (возникает при поражении нижних отделов коры головного мозга), эфферентную моторную и динамическую афазии (возникает при поражении премоторных заднелобных отделов коры головного мозга).

Направления коррекционной работы

Коррекционное воздействие при всех формах афазии складывается из двух направлений:

1. Медицинское направление — прямое восстановление пострадавшей функции с использованием медикаментозных средств. Курс лечения проводится по назначению и под наблюдением врачей.

направление — непосредственное восстановительное обучение на специально организованных занятиях.

Как показывают наблюдения, в детском возрасте эффективность занятий выше, чем во взрослом. Как правило, у взрослых речь не удается восстановить полностью, а у детей можно достигнуть нормы, причем в достаточно короткие сроки.

Логопедические занятия рекомендуется начинать как можно раньше, чтобы предупредить возникновение вторичных нарушений и закрепление патологических проявлений.

Существуют общие положения для восстановления речи у детей с моторной и сенсорной афазией.

Восстановление речевой функции предусматривает использование различных приемов по растормаживанию сохранившихся элементов речевой системы. Одно из ведущих направлений в работе — восстановление пассивного и активного словарного запаса.

По форме проведения логопедические занятия должны носить в основном индивидуальный характер, так как дети резко отличаются друг от друга по своим речевым и личностным особенностям. Кроме того, восстановление речи всегда протекает у разных детей по-разному.

Афазия после инсульта и не только

Афазия встречается чаще всего у пожилых людей, перенесших инсульт. Однако разрушение речи бывает у молодых и даже у детей, перенесших инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, опухоли головного мозга. Форма афазии зависит от того, какой участок мозга был поражен. А от формы зависит то направление, в котором будут работать специалисты по восстановлению речи.

Диагностика афазии

Раскрытием механизмов этого сложного заболевания занимаются специалисты разных направлений: нейрофизиологи, неврологи, логопеды, психологи и др. Диагноз ставится после того как будет определена локализация поражения отделов мозга. Сложность расстройства зависит от величины очага, характера нарушения кровообращения и особенностей сохранных компонентов речевой деятельности.

Известно, что высшие психические функции человека осуществляются в результате работы коры двух полушарий мозга и его подкорковых структур. К афазии приводит поражение доминантного полушария, правого – у левшей и левого – у правшей.

Так лобные доли коры производят программирование, регуляцию психической деятельности и коррекцию ее результатов. Правая лобная доля осуществляет выполнение неречевых действий, левая – ответственна за движение языка и всего туловища, планирует речемыслительную деятельность, прогнозирует ее воздействие на ситуацию. Височные доли коры отвечают за восприятие на слух и понимание речи. Правая височная доля улавливает и дифференцирует неречевые звуки, левая – в ответе за восприятие, как отдельных звуков языка, так и их синтез в группы слов. Затылочные доли коры выполняют функции сбора и обработки информации посредством зрения, теменные доли – посредством тактильно-кинестетического чувства.

Диагностика активности функций коры головного мозга при афазии проводится по следующим направлениям:

  1. Определение способности к речевому общению – беседа с пациентом, в результате которой выявляется полнота устной речи, понимание речи окружающих, степень речевой активности.

  2. Обследование понимания речи. Проверяют, как больной на слух воспринимает и выполняет многоступенчатые инструкции, задания на поиски нужного предмета, может ли пересказать прослушанный текст, понимает ли смысл высказываний, как выстраивает грамматические конструкции, может ли повторить звуковой ряд.

  3. Изучение активного словаря, знание пословиц и коротких стихов, фонематического слуха, может ли больной повторить слова разной степени сложности, назвать предметы по картинкам, составить фразы и связный рассказ.

  4. Обследование письменной речи, чтения и счета.

  5. Исследование пространственного, артикуляционного и динамического праксиса.

  6. Изучение оптического и акустического гнозиса.

  7. Выявление «рукости» (т. е. тесты на левшество-правшество).

Вверх

Основные формы афазии

Существует несколько классификаций афазий, в нашей стране широкое распространение получила классификация А.Р. Лурия, за рубежом – классификация Лихтгейма-Вернике. Существует еще упрощенная классификация: афазия задней формы – поражение верхневисочных и нижнетеменных зон мозга, и передней формы – повреждение заднелобных отделов. В классических описаниях исследуются не только поражения речевых зон мозга, но и смежных неречевых участков коры.

Читайте также:  Алкогольный делирий: симптомы, последствия, лечение

Особенности развития афазии различны. В случаях нарушения кровообращения и при травмах мозга расстройство речи наступает резко и сразу. При вялотекущих нарушениях кровообращения и постепенного роста опухоли мозга симптоматика афазии проявляется медленно, по мере охвата мозговых зон.

Восстановление речи после инсульта: степень поражения, упражнения

Афазия после инсульта (нарушение речи) относится к частым последствиям острого нарушения мозгового кровообращения. По статистике, 20% (или около этой цифры) пациентов, перенесших ишемический инсульт, отмечают проблемы с речью разной степени тяжести.

В большинстве своем это обратимое нарушение, однако, требуется грамотное лечение. Что же стоит знать больному?

Причины афазии

Афазия при  инсульте развивается по нескольким причинам. Основной и непосредственный фактор, влияющий на речевую функцию — повреждение особых центров головного мозга (также они известны как зоны Вернике и Брока).

В зависимости от локализации поражения способность говорить, исчезает полностью или частично (в этом случае ответить на вопрос «восстанавливается ли речь?» стоит положительно).

[attention type=red]

Чем тяжелее степень поражения церебральных структур, тем более выражены нарушения. Если очаг значительных размеров, исчезает возможность говорить и понимать обращенные слова (в этом случае восстановить речь после инсульта очень сложно).

[/attention]

Тип афазии, равно как и тяжесть состояния напрямую зависят от локализации патологического очага.

Виды афазии

  • Моторная афазия. Причина ее развития лежит в поражении церебральных структур в области зоны Брока. Пациент распознает и воспринимает обращенные к нему слова, однако сам не в состоянии говорить. Фактор развития кроется в парезе структур, отвечающих за двигательную функцию мимических и иных мышц. Нарушается нервная проводимость. Моторный тип считается одним из сложнейших в плане курации.
  • Сенсорная афазия. Сенсорная афазия дает знать о себе при разрушении церебральных клеток в височной области (центр Вернике). В данном случае страдает способность понимать слова других людей. Пациент может говорить, но лишь частично. Монолог не отличается содержательностью и состоит из обрывков фраз.
  • Сенсомоторная афазия. Смешанный тип. Страдает способность говорить и воспринимать слова. Если пропала речь по такой причине, перспективы восстановления туманны.
  • Тотальная афазия. Заключается в полной утрате фикции по генерации и восприятию речи. Наблюдается при массивных нарушениях мозгового кровообращения.
  • Семантический тип поражения. Пациент воспринимает слова, может говорить, однако утрачивает способность анализировать сложные речевые и письменные структуры: путается в окончаниях, управлении в словосочетаниях, не понимает смысла некоторых выражений. Пропадает навык к анализу.
  • Амнестически нарушения. При данном типе патологии больной забывает названия знакомых предметов, путается в абстрактных понятиях.
  • Афферентные нарушения. Связаны с трудностями непосредственного произношения отдельных звуков.
  • Динамические нарушения. Изменяют аналитические способности пациента к поиску верных грамматических конструкций.

Существуют и другие типы нарушений. В некоторых случаях при инсульте отмечается обратное явление: пациент становится чересчур разговорчивым, речь живая, активная, но бессвязная и лишенная смысла.

Восстановление речи после инсульта: степень поражения, упражнения

Несмотря на все сложности, сенсорная и моторная, а также семантическая и амнестическая типы афазии имеют хороший прогноз в плане излечения. Если отнялась способность говорить, залог успеха — комплексный подход.

Типы терапии

В основе лечения лежит системный подход. Прибегают к медикаментозному, логопедическому и другим методам терапии.

Медикаментозное лечение

Характер терапии зависит от тяжести состояния. Если нарушения не приняли тотального характера, возможно использование следующих групп лекарств:

  • Ноотропов. Помогают восстановиться нормальной мозговой деятельности, ускоряют регенеративные процессы.
  • Гипотензивные препараты. Благодаря им снижается артериальное давление, и клетки мозга быстрее восстанавливаются. Кроме того, эта мера входит в число противорецидивных.
  • Антикоагулянты. Снижают свертываемость крови.
  • Мочегонные фармацевтические средства. Используются для снятия отека мозга. Помогают быстрее вывести жидкость из организма.

При тяжелом течении процесса, а также в период реабилитации показаны следующие лекарственные средства:

  • Актовегин.
  • Мексидол.
  • Цераксон.
  • Глиатилин.

Несколько оригинальный, но действенный медикаментозный ответ на вопрос, «как восстановить речь после инсульта» заключается в применении стволовых клеток.

Благодаря этим бессмертным и универсальным цитологическим единицам происходит быстрая замена отмерших нейронов. Для целей лечения врачи берут биоматериал пациента, выращивают его до необходимого числа, затем вводят с интервалом в два месяца.

Как показывает практика, этот метод имеет право на жизнь и отличается эффективностью.

Причины появления симптома

Данное клиническое проявление возникает при серьезных нарушениях обмена веществ в коре головного мозга. То есть должно быть поражение центрального отдела нервной системы (ЦНС), а не периферического. К этому приводят такие заболевания и патологические состояния:

  • Острое нарушение тока крови в сосудах головного мозга (инсульт).
  • Закрытая или открытая травма ЦНС.
  • Злокачественные или доброкачественные новообразования ЦНС.
  • Инфекционные поражения мозга и его оболочек (менингит, энцефалит, церебральный арахноидит).
  • Хронические нейродегенеративные патологии (деменция при болезни Альцгеймера, Пика, паркинсонизм).
  • Состояние после операции на головном мозге.

Есть группы людей, которые находятся в факторе риска по развитию этих патологий. Это больные артериальной гипертензией (с высоким давлением), сахарным диабетом, ожирением, системными патологиями соединительной ткани (ревматизм, красная волчанка, дерматомиозит). Большую роль играет генетическая предрасположенность, наличие вредных привычек (курение, употребление алкоголя). Сведение к минимуму этих факторов риска снижает вероятность развития инсульта, нейродегенеративных заболеваний.

Как обнаружить афазию?

Для определения вида нарушения речи разработаны специальные методики. Существует даже отдельный специалист по нарушениям речи (афазиолог). В большинстве случаев обнаружением афазии в клинической практике занимается невролог. Он проводит ряд несложных тестов, по которым и устанавливается тот или иной вид речевых расстройств. Какие же это тесты? Давайте узнаем:

  • для исследования речи больного просят рассказать о себе. Простой сбор жалоб, таким образом, также является тестом на нарушение речи;
  • затем больного просят перечислить дни недели или месяцы, повторить отдельные звуки и слоги (похожие и отличающиеся между собой: «ш» и «щ», «ж» и «о», «рама-дама» и так далее);
  • дают любой текст и предлагают прочитать вслух, а затем пересказать прочитанное;
  • больному показывают известные предметы (стул, стол, дверь, ручку) и просят назвать их;
  • просят ответить на вопрос, содержащий слова, отличающиеся по произношению (например, «что гонит ветер – пыль или пыл?»);
  • предлагают объяснить смысл любой известной пословицы;
  • озвучивают инструкцию по выполнению какого-либо действия и просят ее выполнить (например, «дотроньтесь левой рукой до мочки правого уха»);
  • задают вопросы на понимание логико-грамматических конструкций («кто брат отца и отец брата?»), пространственно-временных соотношений («что наступает раньше: лето перед весной или весна перед летом?»);
  • предлагают нарисовать треугольник под квадратом, круг слева от треугольника и так далее;
  • просят написать свои паспортные данные (ФИО, возраст) и любую фразу, а также фразу под диктовку.
Читайте также:  Хорея гентингтона что это — Всё о неврологии

Этой группы довольно простых тестов обычно достаточно для обнаружения того или иного вида речевых расстройств. Как видим, методика проста и не требует никаких дополнительных инструментов или приборов, что является неоспоримым плюсом для диагностики.

Итак, афазия – это неврологический симптом какого-либо заболевания головного мозга. Она представляет собой либо расстройство произношения, либо расстройство понимания речи, либо и то, и другое вместе. Существует много разновидностей симптома, возникновение каждой из которых четко связано с определенным участком головного мозга. Для выявления недуга созданы специальные методики. Однако даже на обычном амбулаторном приеме с помощью простых тестов можно обнаружить ту или иную разновидность афазии.

Познавательное видео на тему «Виды афазии»:

Видеоурок на тему «Восстановление речи при афферентной афазии»:

Видеоурок на тему «Восстановление речи при эфферентной афазии»:

Проявления расстройства

У больного с любым видом афазии нарушается речь в целом. Человек, говоря, совершает смену местами слогов и отдельных звуков, характерны литеральные парафазии, персеверации, а также контаминации. Человек между словами и словосочетаниями начинает делать ненормально большие паузы. Наблюдается гипофония, то есть голос, по громкости схожий с шепотом. Ритмика и мелодика речи также нарушена при афазии. Если у человека развивается эфферентный моторный вид расстройства, отдельные звуки он произносит нормально.

Поскольку при рассматриваемом расстройстве нарушается чтение и письмо, наблюдают такие явления как дисграфия (крайней формой которой является аграфия) и дислексия (крайняя форма — алексия). При дисграфии человек на письме не выводит заглавные буквы, всё пишет срочными. Почерк такого человека сложно разбираем. Он допускает множество ошибок при письме. Детям с таким расстройством крайне тяжело даются диктанты.

При аграфии интеллект больного сохранен, но он не может писать. Следует дифференцировать причину с расстройства координации движений рук. При аграфии человек пропускает слова, не может объединить буквы и слоги между собой, грубо искажает слова при письме. Под дислексией подразумевают неспособность человека читать, при этом другие когнитивные способности больного находятся в норме.

При афферентной моторной афазии может быть 2 варианта развития. Первый: есть речевой эмбол, нет спонтанной речи или фиксируют артикуляционную апраксию. Второй: ситуативная речь в норме, но произвольная речь затрудняется или вовсе отсутствует. Вторичные процессы нарушения слуха типичны для афферентного подвида моторной афазии. Страдает и письмо.

Акустико-гностическая или сенсорная афазия характеризуется такими проявлениями:

  • нормальный физический слух
  • нарушение слухового восприятия словосочетаний и предложений

Симптомы афазии Вернике:

  • отсутствие контроля над своей речью
  • непонимание того, что говорят окружающие
  • компенсаторные процессы в виде многословия
  • в начале развития болезни на протяжении полтора или двух месяцев человек произносит спонтанные наборы звуков и слов, что называется в медицинской литературе жаргонафазией
  • в начале болезни речь не имеет смысла для окружающих
  • после выше описанного этапа наступает логорея, человек использует вербальные и литеральные парафазии
  • писать человек может с трудом или вовсе не может
  • навыки чтения сохранены

Симптомы акустико-мнестической афазии:

  • услышанная информация «не задерживается в мозгу»
  • непонимание длинных фраз
  • неспособность повторить 3-4 услышанных подряд слова
  • человек не способен говорить сразу с двумя/тремя и более людьми
  • повышение речевой активности

Амнестико-семантическая афазия имеет такую симптоматику:

  • аномия (больной не помнит, как называется тот или иной предмет)
  • сложные речевые обороты пациент не понимает или понимает с трудом
  • теряется понимание причинно-следственных, пространственных и временных словесных оборотов
  • человек не понимает слова, употребленные в переносном значении, метафоры и т.п.
  • нарушение счетных операций
  • непонимание прочитанного

Проявления динамической афазии:

  • отдельные слова и словосочетания произносятся нормально
  • повторение в норме
  • невозможность спонтанной повествовательной речи
  • человек мало разговаривает
  • персеверации в речи
  • эхолалия (повторение произнесенных собеседником фраз)
  • сохранность арифметических операций, навыков письма и чтения текста

Коррекция афазии с упражнениями

Лечение патологии напрямую зависит от его формы. В первую очередь устраняют возможную причину появления заболевания. Восстановление речи может занять довольно много времени. Терапия включает в себя медикаментозное лечение и логопедическое воздействие. Только при таких условиях возможна качественная коррекция речевых дисфункций.

Пациент должен регулярно выполнять упражнения. Некоторые пациенты изначально начинают произносить звуки, а в последующем переходят к более сложным словам и предложениям. Другим пациентам изначально проще говорить слово, а затем выделить из него звук. Иногда пациенту легче воспроизводить звук после показа буквы, соответствующей ему. Упражнений, способствующих коррекции патологии, достаточно много. Если у человека возникли проблемы с пониманием речи, необходимо начать выполнять следующие действия:

  1. Показать на картинке по просьбе специалиста, где находится цветок, солнце, нос, палочка и иные детали изображения.
  2. Ответить на вопросы: ты любишь сладкое? У тебя на столе стоит молоко? Ты сидишь в кресле? Ты стоишь на улице?
  3. Выполнить следующие действия: достать из стола ручку, открыть книгу, сжать руку в кулак.
Читайте также:  Анорексия: симптомы и причины возникновения

Все действия выполняются по просьбе другого человека и могут меняться. Важно научиться понимать, что именно хотят от пациента. Дополнительно может проводиться артикулярная гимнастика. Основная работа в лечении патологии ложится на логопеда. Именно этот специалист учит пациента правильно произносить звуки, слоги и составлять фразы. Для этого применяются специальные упражнения. Иногда может потребоваться восстановление слухоречевой памяти. Врач проводит работу над экспрессивностью речи, запоминанием названия предметов и их назначения, а также идет работа над восстановлением функции чтения и письма.

yandex_partner_id = 247111; yandex_site_bg_color = ‘FFFFFF’; yandex_stat_id = 2; yandex_ad_format = ‘direct’; yandex_font_size = 1; yandex_direct_type = ‘flat’; yandex_direct_limit = 2; yandex_direct_title_font_size = 3; yandex_direct_links_underline = true; yandex_direct_title_color = ‘FF0000’; yandex_direct_url_color = ‘006600’; yandex_direct_text_color = ‘000000’; yandex_direct_hover_color = ‘0066FF’; yandex_direct_sitelinks_color = ‘0000CC’; yandex_direct_favicon = false; yandex_no_sitelinks = false; (»);

Диагностика

При возникновении тревожных признаков у человека необходимо как можно скорее доставить его в медицинское учреждение и показать неврологу. Речевые дефекты выявляются уже в процессе первичного осмотра, когда врач пытается установить с пациентом вербальный контакт. На основании данных анамнеза невролог может предположить характер поражения. Во время осмотра врач оценивает следующие показатели:

  • Поведенческие особенности.
  • Скорость мышления.
  • Степень внимательности.
  • Эмоциональность.
  • Наличие/отсутствие активной речи, апраксии.
  • Характер движений.
  • Диагностика

    С целью постановки точного диагноза невролог оформляет направление на комплексное обследование, включающее:

  • Консультацию врача-логопеда. Данный специалист осуществляет диагностику устной речи. В процессе проведения логопедического обследования врач может установить вид афазии и степень ее тяжести. Кроме того, во время приема доктор при необходимости оценивает письменную речь пациента. Показатель ее сохранности позволяет дифференцировать динамическую афазию от иных расстройств.
  • Консультацию психиатра. Во время приема специалист беседует с пациентом, проводит специфические тесты и наблюдает за поведением исследуемого. Это необходимо для того, чтобы исключить у человека психические расстройства.
  • Церебральную томографию. В процессе проведения исследования врач получает возможность определить морфологию основного заболевания. При наличии черепно-мозговых травм КТ является более предпочтительным, чем МРТ.
  • Исследование сосудов. В рамках диагностики проводится МРТ, дуплексное сканирование и ультразвуковая допплерография. Во время проведения исследований врач оценивает скорость кровотока. Он также может определить точную локализацию очага патологии.
  • Люмбальная пункция. Проводится в том случае, если у врача имеются подозрения на наличие в организме пациента воспалительного процесса инфекционной природы. Анализ цереброспинальной жидкости осуществляется методом ИФА или ПЦР.
  • Во время проведения дифференциальной диагностики задачей врача является исключение акустико-мнестической и афферентной моторной афазий, а также психогенного мутизма. Если наличие данных патологий не подтверждено, ставится окончательный диагноз. Следующим этапом является разработка схемы терапии.

    Помощь логопеда: упражнения для коррекции речевой функции

    Логопедическая коррекция при сенсомоторной афазии является таким же фундаментальным методом лечения, как и применение медикаментов. Чтобы восстановить речь больного, используются различные упражнения для активизации деятельности правого мозгового полушария. Нижеописанный комплекс занятий по обучению пациента, перенесшего инсульт, направлен на восстановление в его памяти навыков подвижности челюстей, языка, губ. Выполнять его необходимо вместе с больным – он должен повторять за инструктором.

    Чтобы вернуть речь при сенсомоторной афазии, необходимо каждый день тренировать речевой аппарат следующим образом:

    Помощь логопеда: упражнения для коррекции речевой функции
    1. Губы сложить в трубочку, вытянуть как можно сильнее и задержать в таком положении на несколько секунд, затем расслабить. Упражнения повторяют 10 раз.
    2. Нижнюю губу нужно слегка захватить зубами, как будто пытаясь прикусить ее, после чего отпустить и расслабить. То же самое проделать с верхней губой.
    3. Высунуть язык как можно дальше, напрячь шею и затаить дыхание на 3 секунды, затем выдохнуть. Повторить несколько раз.
    4. Языком облизывать губы, уверенно водя им по кругу по часовой стрелке и в обратную сторону.
    5. При максимальной напряженности языка попытаться свернуть его в трубочку, а после дотронуться его кончиком до верхнего неба.

    Лечение патологического отклонения

    Лечение афазии проводится под контролем невролога, нейрохирурга (при необходимости) и логопеда.

    Задача невролога — устранить функциональные нарушения. Применяются препараты для восстановления нормального церебрального кровотока (цереброваскулярные разных типов и ноотропы: Глицин, Пирацетам, Актовегин), противогипертензивные (для снижения артериального давления, блокаторы кальциевых каналов, бета-блокаторы и прочие).

    Нейрохирурги участвуют при наличии аневризм, мальформаций, опухолей, анатомических дефектов и пороков развития. Их задача — оперативное лечение.

    Основная тяжесть решения задачи ложится на логопеда. Главная цель — восстановление речи, восприятия, письма. Формы проведения занятий с больными — индивидуальные. Разрабатывать нужно сразу все аспекты высшей нервной деятельности. Способы разные:

    1. Устная речь – произнесение простых звуков, их отграничение друг от друга, произнесение слов, их сочетаний и предложений. Затем целых абзацев текста. Составление рассказов по визуальному материалу (карточки с изображениями, в хаотичной последовательности).
    2. Письменная речь, нарушение письма – написание диктантов, списывание текстов. Чтение вслух.
    3. Восприятие – слушание речи, повторение, воспроизведение сказанного, написанного.

    Задача логопеда — воздействовать сразу на все аспекты нарушения.