Онлайн консультация по заболеванию «Олигофрения». Задайте бесплатно вопрос специалистам: Невролог.
Определение
Умственная отсталость – это такие психические отклонения, которые отражают процессы поражения мозговой ткани, что чаще обусловлено наследственными факторами или аномалиями развития. В некоторых случаях нарушения развиваются в раннем возрасте вследствие разных причин (родовая травма, гипоксическое поражение мозга при асфиксии, фетопатия, ЧМТ и нейроинфекции, перенесенные в возрасте до 3 лет). Тогда речь идет о приобретенной форме умственной отсталости. Понятие интеллектуальные способности включает:
- Когнитивные функции (память, мыслительная деятельность).
- Речевые навыки.
- Моторную активность.
- Социальные качества.
Интеллектуальная несостоятельность – одна из основных характеристик олигофрении. Другой типичный признак умственной отсталости, проявляющийся в легкой, умеренной или тяжелой степени у детей и взрослых – эмоционально-волевые нарушения, которые отражают снижение уровня саморегуляции человека. Умственная отсталость – это состояние, характеризующееся общей симптоматикой, влияющее на адаптивные функции человека в направлениях:
- Дебильность: степени дебильности …
- Дебил: кто это, дебильность …
- RealDealer.ru
- Овладение навыками речи, чтения, письма. Развитие способностей к математическим операциям, аргументации и логичным выводам, уровень эрудиции и объем памяти.
- Наличие эмпатии, суждения о личных отношениях, дружбе, общении, уровень развития коммуникативных навыков.
- Уровень самоорганизации и самодисциплины, способность заботиться о себе, организовывать рабочие и бытовые процессы, выполнять трудовые, профессиональные обязанности, планировать бюджет, распоряжаться финансовыми средствами.
В DSM-5 (перечень психических расстройств, использующийся американскими врачами) понятие «умственная отсталость» заменено «интеллектуальной несостоятельностью». В МКБ-10 патология рассматривается в разделах от F-70 до F-79 с учетом степени УО (к примеру, легкая, глубокая, недифференцированная).
Описание
Олигофрения – это недоразвитие психологических функций из-за действие неблагоприятных факторов во время внутриутробного развития либо после рождения. Выделяют три степени олигофрении: идиотия, имбецильность, дебильность.

Идиотия — самая тяжёлая степень недоразвития интеллекта. Пациенты с идиотией не способны к самообслуживанию, выражают только примитивные эмоции (крик, плач), не способны узнавать родных и близких, некоторые не способны ходить, совершают лишь стереотипные движения, такие как покачивания вперёд назад, существует тенденция к копированию эмоций и мимики окружающих пациента людей. Такие пациенты из-за нужды в постоянном контроле и уходе содержаться в психоневрологических интернатах и иных специальных учреждениях соцобеспечения. Как правило пациенты с идиотией не доживают до периода зрелости, т.к. помимо психологических отклонений этому заболеванию сопутствуют множественные дефекты внутренних органов, как следствие иммунная система несовершенна. В итоге организм не способен регулировать свои соматические функции, что приводит к снижению его защитных свойств. Такие пациенты чаще погибают от интеркуррентных заболеваний (острые заболевания, которые развиваются на фоне имеющегося хронического заболевания).
Имбецильность – это одна из форм олигофрении, характеризующаяся тяжёлой умственной отсталостью и неспособностью пациента к абстрактному мышлению. У человека с имбецильностью плохая артикуляция, наблюдаются заикания. Словарный запас скуден, что мешает пациенту строить длинные сложные фразы. Больной с диагнозом имбецильность способен выучить буквы, но проводить разбор слова по буквам или выстраивать из букв слово не может. Пациент правильно называет предметы, знает, как эти предметы использовать. Человек с имбецильностью часто бывает привязан к своим близким. Пациенты способны обучиться ухаживать за собой: надевать и снимать одежду, есть ложкой, ходить в туалет, проводить гигиенические мероприятия. Человек с имбецильностью способен повторять простые трудовые действия за окружающими людьми, не без пристального контроля пациент быстро начинает отвлекаться и перестаёт работать. При должных занятиях с пациентом возможна его адаптация к узкому кругу людей, также возможно обучение лёгкому труду. Как правило люди с диагнозом имбецильность живут в своих семьях.

Дебильность – это умственная отсталость лёгкой степени, с тенденцией к конкретно-ситуационному мышлению. Пациенты с диагнозом дебильность характеризуются плохой памятью, нормальным словарным запасом, высокой способностью к подражанию, полной сохранностью моторных функций, хорошей внятной речью. Больной человек прекрасно повторяет за окружающими их действия, способен к физическому труду, обучается счёту. Однако такие люди лишены понимания их действий, то есть пациент может помыть посуду без моющего средства, добавить в суп неочищенную курицу, купить абсолютно ненужную вещь в магазине, пойти в школу за несколько часов до начала занятий. Обучение в обычном классе для пациента с диагнозом дебильность неэффективно по причине отсутствия абстрактного мышления. В специализированных классах ребёнок может обучиться письму, чтению, простым математическим вычислениям (вычитание, сложение, умножение, деление), получить базовые знания об окружающем мире. Пациент хорошо чувствует и понимает своё отличие от других людей в социуме. Поэтому такие люди стараются заучивать термины, применяемые в разных сферах жизни, чтобы казаться умным, но пациенты с диагнозом дебильность могут вставлять эти термины невпопад. Они очень доверчивы, легко попадают под влияние других людей. Такие люди могут вести самостоятельную жизнь, в некоторых случаях возможно окончание профессионально-технического училища, могут освоить профессию и работать под контролем наставника.
По вызвавшему фактору выделяют следующие типы олигофрении:

- Эндогенные, генетические: к ним относятся хромосомные абберации (синдром Дауна), наследственные недостаточности ферментов (фенилкетонурия, синдром Марфана, галактоземия), сочетанные поражения центральной нервной и костной систем.
- Эмбриопатии и фетопатии (fetus – плод): перенесённый инфекционные заболевания во время беременности (краснуха, сифилис, токсоплазмоз), приём алкоголя и нерекомендуемых лекарственных средств в период вынашивания.
- Родовые травмы, асфиксия при родах, перенесённые тяжелые инфекции в раннем возрасте (энцефалит, менингоэнцефалит), эпилепсия в постнатальном периоде.

Лечение дебильности
В лечении заболевания существует несколько направлений, выбор которых зависит от выраженности умственной отсталости и причин ее возникновения. Пациент с диагнозом дебильность ставится на учет к психоневрологу. При выявлении заболеваний эндокринной системы необходимо регулярно обследоваться у эндокринолога. Медикаментозная терапия подразумевает применение:
- этиотропных средств (при врожденном сифилисе, токсоплазмозе, герпесе),
- ферментов и специальных диет,
- гормональных средств (при эндокринных патологиях),
- нейропротекторов,
- общеукрепляющих средств,
- витаминных препаратов и антиоксидантов (витаминов группы В, глутаминовой кислоты),
- противосудорожных средств,
- ноотропов (Ноотропила, Пирацетама),
- психотропных препаратов,
- психостимуляторов (при астенической форме дебильности),
- нейролептиков (при дисфорической форме болезни).
Диагностика
Психологическое тестирование
Для выявления умственной отсталости используют следующие виды психологических тестов:
- Тест Айзенка – показывает умственный возраст и коэффициент интеллекта (IQ) пациента.
- Шкала интеллекта Станфорд-Бине – оценивает умственное развитие детей в возрасте от 6 до 16 лет.
- Тест Векслера – оценивает интеллект детей в возрасте от 2,5 до 7,5 лет.
- Тест на зрительную ретенцию Бентона – выявляет органическое поражение головного мозга и степень его тяжести.
Лабораторное исследование
При подозрении на слабоумие ребенку назначают лабораторное исследование крови на глюкозу, тиреоидные гормоны, витамин В12, сифилис, АЛТ и АСТ.

Выявить наличие инфекционных процессов в организме позволяет общий анализ крови, а оценить функциональное состояние почек и уровень электролитов в крови – биохимический скрининг.
Врач может назначить генетическое тестирование для выявления синдромов Дауна, ДиДжорджи, Лежена (кошачьего крика), хрупкой Х-хромосомы.
Инструментальное обследование
- Магнитно-резонанская томография (МРТ) позволяет получить ценные сведения о пороках развития центральной нервной системы, структурных изменениях в мозге и различных нарушениях органического характера.
- Компьютерная томография (КТ) предполагает исследование физической структуры головного мозга с помощью рентгеновских лучей. Позволяет выявить наличие в мозге рубцов, травмированных областей, которые могут быть причиной умственной неполноценности ребенка.
- Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) позволяет оценить функциональное состояние структур головного мозга во время бодрствования, сна, активной умственной или физической работы.
Колебания альфа-, тета- и дельта-волн свидетельствуют о синдроме приобретенного слабоумия и задержке психомоторного развития у ребенка.
Профилактика
Заболевание довольно трудно предотвратить, особенно в случае наследственной предрасположенности к его развитию. Однако рекомендуется при вынашивании ребенка придерживаться принципов здорового образа жизни. Важно исключить вредные привычки и сбалансировать рацион. В него должны входить полезные продукты и напитки в достаточном количестве.
Помимо этого, рекомендуется в 1 триместре беременности пройти скрининговое обследование, при котором выявляется вероятность отклонений в развитии ребенка. Если мать при вынашивании ребенка переносит инфекционное, вирусное, бактериальное заболевание, важно обращаться к врачу и не заниматься самолечением.
- Дебильность: симптомы и лечение в …
- RealDealer.ru
- Олигофрения у детей: что это такое и …
Полностью исключить риск олигофрении у маленького ребенка сложно, но важно создать ему благоприятные условия для жизни, а также уделять больше времени его развитию. Что станет хорошей профилактикой различных расстройств.
Диагностика заболевания
Разобравшись с тем, что означает слово «дебил», следует перейти к рассмотрению диагностических мероприятий. Первые признаки заболевания проявляются в первые годы школьного обучения. При наличии подозрений на недоразвитость интеллекта, следует получить консультацию психолога, психиатра и невролога. При наличии нарушений в функциях речи — требуется осмотр у логопеда. В качестве диагностических инструментов для постановки диагноза используется психометрия и психологические тесты, содержащие сюжетные картины. Существуют специальные эксперименты, связанные с классификацией изображений. Степень интеллектуального развития больного при данном заболевании варьируется от сорока до шестидесяти девяти процентов, в зависимости от тяжести патологии.
Симптомы дебилизма проявляются в виде ограничений мелких дифференцированных жестов и скудной мимики. Следует обратить внимание, что функциональность нервной системы практически не нарушается, в том числе и моторика. Для того чтобы провести глубокий анализ функциональности ЦНС используются электроэнцефалография и магниторезонансная томография. В качестве дополнительных диагностических процедур, могут быть использованы реоэнцефалография в сочетании с эхоэнцефалографией.

Для того чтобы поставить точный диагноз, следует исключить наличие такого заболевания, как пограничная интеллектуальная отсталость. Причиной возникновения этой патологии является задержка в нервно-психическом развитии в сочетании с нормальным умственным потенциалом. Признаки дебильности имеют немалую схожесть с такими заболеваниями, как эпилепсия и шизофрения в ранней стадии развития. Для того чтобы исключить вероятность наличия этих заболеваний, используется метод дифференциальной диагностики.
Дебильность составляет около 75% всех случаев умственной отсталости
Симптомы и признаки
Знание основных симптомов и признаков дебильности поможет быстрее начать все лечебные и профилактические меры.
- Отставание в физической подготовке. Ребенок поздно начинает ходить, устает и нарушает координацию.
- Речь развивается плохо, запас слов незначительный.
- Нарушено абстрактное мышление, выражен конкретно-описательный тип мышления.
- Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания.
- Снижение уровня памяти. Проблемы в запоминании стихов, имен и т.д.
- Снижена познавательная активность и воображение.
- Внушаемость, склонность следовать асоциальному поведению.
- Нарушения в эмоционально-волевой сфере, склонность к агрессии, раздражительности.
Для каждого человека степень выраженности данных симптомов может быть разной, и поставить диагноз может только квалифицированный специалист после проведения диагностики.
Лечение
Лечение дебильности состоит из целого комплекса мероприятий, которые зависят от причин возникновения:
- если фактором проявления стало заболевание, необходимо провести специфическую терапию, чтобы ликвидировать проявление его симптомов;
- для понижения агрессии назначаются успокоительные препараты;
- необходимо принимать лекарственные вещества, улучшающие питание головного мозга.
Но самой важной частью лечения являются занятия с логопедом, которые при лёгкой форме способны уменьшить проявление дебильности — есть возможность достичь того, что ребёнок сможет учиться в специальных учебных заведениях и овладеет одной из простых специальностей. Посещения психиатра помогут как можно лучше адаптироваться в обществе и коллективе. Не последнюю роль в лечении ранней степени дебильности играет внимание родителей к успехам ребёнка — если он будет видеть что, они его поддерживают, то это поможет в корректировке заболевания.
- Умственная отсталость у детей: симптомы …
- Общая психопатология | Обучение | РОП
- Степени умственной отсталости …
Лечение более тяжёлых стадий дебильности заключается в постоянном наблюдении у психологов и психиатров — чему-либо обучить ребёнка довольно затруднительно. Человек сможет и ухаживать за собой, но тем не менее из-за сильной привязанности к родным не сможет долгое время оставаться наедине. В таком случае лечение зависит полностью от родителей, поскольку только правильное воспитание поможет сохранять эмоциональное состояние ребёнка в норме и держать его под постоянным контролем, чтобы он не пошёл на поводу у отрицательных людей.
При правильном лечении, в особенности лёгкой степени дебильности, высока вероятность достигнуть положительного результата, а именно – человек сможет стать частью социума, работать на несложной работе, но только при условии, что начальство будет с пониманием относиться к его ситуации, завести полноценную семью.
Диагностика
Существует определённая база для диагностики олигофрении. Причём в раннем и дошкольном возрасте определить заболевание сложно, если это не ярко выраженный наследственный синдром, узнаваемый по внешним признакам. К основным диагностическим мероприятиям относятся:
Нередко родители интересуются, какие анализы сдают дети при подозрении на олигофрению. Подтвердить или опровергнуть диагноз нередко помогают следующие методики лабораторных исследований:
- сразу несколько анализов крови: общий, на ферменты, биохимический, на RW, токсоплазму, Anti-HSV-IgМ, CMV;
- анализ мочи на уровень аминокислот;
- генетическое тестирование.
Инструментальная диагностика выявляет черепно-мозговые нарушения, послужившие развитию у ребёнка олигофрении:

- энцефалография;
- МРТ;
- КТ.
Во многих странах мира диагностика данного заболевания проводится согласно руководству, разработанному Американской психиатрической ассоциацией. В нём указываются основные критерии олигофрении:
- дефицит умственных способностей;
- существенные ограничения адаптивного поведения;
- доказательства, что ограничение интеллекта проявилось в детском или подростковом возрасте.
Что же делать родителям, если ребёнку поставили такой диагноз? Не опускать руки и сделать всё возможное, чтобы облегчить его существование и помочь ему адаптироваться в окружающем мире. Узнать, возможно ли вылечить олигофрению той стадии, которую ему поставили, и регулярно проходить рекомендуемые и назначаемые терапевтические курсы.
Роль игры
Психологами отмечены некоторые общие закономерности в развитии нормальных и аномальных дошкольников. Так, в жизни маленького пациента с умственной отсталостью, так же как и у его сверстников, обязательно присутствует «эпоха игр».
Для дошкольника подобная деятельность должна стать ведущей. В этом случае будет обеспечено развитие психологического фундамента маленького человека. До 5 лет малыш с УО берет игрушки в руки только для совершения с ними элементарных манипуляций. После этого возраста у него начинают развиваться процессуальные действия. Тем не менее в игре наблюдается формальность действий, стереотипность, отсутствуют элементы сюжета и замысел.