Нарушения речи при поражении корковых отделов мозга

Афазия — расстройство, которое характеризуется расстройством ранее нормальной речи. Афазия может проявляться в большей или меньшей степени. Человек перестает понимать то, что ему говорят, и сам не может говорить. Проявления данного расстройства могут быть различными в каждом случае.

Симптомы афазии

Общий симптом афазии – нарушение формирования речи. При этом характер афазии зависит от конкретной зоны поражения разных участков коры головного мозга или его проводящих путей.

  • Сенсорная афазия (афазия Вернике) связана с повреждением височной доли коры головного мозга (чаще левой) или проводящих путей, соединяющих эту область с другими областями головного мозга. Выражается в отсутствии корректировки со стороны функции слуха на речедвигательную зону головного мозга (человек не понимает, что он говорит).
    • Речь человека бессвязная, напоминает “ словесную окрошку” (несогласованные между собой фразы), например, “ стол бежать красный ведро”.
    • Многословность, ощущение тщетной попытки человека выразить свои мысли окружающим.
    • Продуктивный контакт с человеком затруднен из-за речевых расстройств, несмотря на полностью сохраненное сознание и способность концентрировать внимание. Создается впечатление, что человек возмущен непониманием его речи окружающими (тогда как он не ощущает своего речевого дефекта).
  • Моторная афазия (афазия Брока) связана с повреждением речедвигательного центра в лобной доле коры головного мозга (чаще левой) или проводящих путей, соединяющих эту область с другими областями головного мозга. Выражается в нарушении формирования речи, то есть человек понимает, что хочет сказать, но не может начать говорить или связывать слова между собой.
    • Речь человека отрывистая, скудная, есть склонность к молчаливости.
    • При попытке заговорить каких-то четко очерченных слов произнести не удается (но человек воспринимает, осознает свой дефект и старается сохранять молчание). Другими словами, при моторной афазии человек понимает устную речь, но не может говорить, а при сенсорной афазии, наоборот, может произносить слова и фразы, но не понимает речь.
  • Семантическая афазия  связана с повреждением теменной доли коры головного мозга или проводящих путей, соединяющих эту область с другими областями головного мозга. Затруднения в обнаружении связей между сложными понятиями. Например, человек может нормально вести диалог, но не может сказать, кем ему приходится брат его отца (дядя), то есть не может определить связь между этими словами, а также не может понять и объяснить, в чем разница между словосочетаниями « отец брата» и « брат отца».
  • Амнестическая афазия  связана с повреждением внутренних отделов височной доли коры головного мозга или проводящих путей, соединяющих эту область с другими областями головного мозга. Трудности при назывании предметов. Человек адекватно и полно ведет диалог, но не может назвать предмет, который ему показывают. Например, ему показывают тетрадь и просят назвать этот предмет — он затрудняется, и только после подсказки в виде первого слога “ тет-” он может сказать: “ тетрадь”.

Особенности болезни

Содержание

  • Особенности болезни
  • Причины возникновения
  • Классификация болезни
  • Диагностика
  • Коррекция речи и лечение

Болезнь может проявляться разными видами и формами. Классификация афазий зависит от психического и неврологического состояния больного. Для их устранения требуется длительное время реабилитации и лечения. Со временем выздоровевшего человека ожидает повторное обучение и восстановление привычной для него речи. Возникает болезнь из-за серьезных поражений головного мозга, а именно тех участков, которые отвечают за речь человека. Афазия отличается от других подобных заболеваний тем, что связная речь человека утрачивается не в раннем детстве, а после полной возможности вербального общения уже во взрослом состоянии организма.

Дети до 4 лет не попадают в категорию больных данным заболеванием. Любые отклонения речи у них связаны с другими причинами или особенностями физиологии и строения. Большую роль при этом играет психологический фактор и развитие ребенка в этом возрасте. Афазия проявляется только у тех ,кто успел частично или полностью грамотно и правильно овладеть устной и письменной речью, а затем утратил возможность это делать. Часто легкие виды болезни не воспринимаются больным серьезно или же он испытывает определенный дискомфорт при выражении своих мыслей и боится в этом признаться своим близким. Это накладывает постоянное недовольство собой, потерянность и боязнь глупо выглядеть на фоне других людей при разговоре. Человек может испытывать даже приступы паники, когда ему нужно начать диалог или попросить что-то у постороннего человека (оплатить покупки, выйти из общественного транспорта, попросить помощи на улице), что приводит к апатии к жизни и постоянному угнетённому состоянию.

Особенности болезни

Больные афазией теряют ту или иную степень владения речевой функцией. Это может выражаться в неправильном звукопроизношении, потери словарного запаса, неграмотности, несвязности чтения и письма, или же потере способности воспринимать и обрабатывать услышанную речь собеседника.

Читайте также:  10 проявлений ПТСР, о которых нужно знать каждому

Афазия может сопутствовать и другим нарушениям в организме часто она становиться спутницей нарушений сенсорной функции человека, его двигательного аппарата или нарушений психического здоровья. Именно потому заболевание до сих пор до конца не изучено. И его ни в коем случае нельзя запускать до тяжелых и невозвратимых форм проявления. Его раскрытием занимаются лучшие специалисты в неврологии, логопедии и психологии человека, которые могут оказать своевременную помощь и восстановить потерянные речевые функции.

Классификация афазии

Классифицируют данное расстройство по психологическим, лингвистическим и анатомическим факторам. Сегодня медиками в основном используется деление А.Р. Лурия, которое построено на основе нахождения пораженной зоны в доминантном полушарии и характер нарушений речи. Виды афазии:

  • динамическая
  • амнестико-семантическая
  • акустико-мнестическая
  • акустико-гностическая
  • моторная (афферентного или эфферентного подвида)

Эфферентная моторная афазия возникает, когда у пациента поражена так называемая зона Брока. Больной не может переключаться с одной артикуляторной позиции на другую, что называется кинетической артикуляционной апраксией. Афферентный же подвид моторной афазии случается, когда поражены нижние отделы постцентральной коры, которая прилегает к роландовой борозде. Данный вид характеризуется кинестетической артикуляционной апраксией.

Амнестико-семантический вид афазии имеет причиной поражение переднетеменных и задневисочных отделов коры головного мозга. Больной забывает, какие названия носят явления и предметы. Ему становится сложно понимать длинные грамматические конструкции. Он понимает простую речь лучше.

Акустико-мнестический вид речевого расстройства имеет причиной поражение средней височной извилины. У больного становится хуже или вовсе пропадает слухоречевая память. В части случаев отсутствуют зрительные представления об объектах.

Когда поражена зона Вернике, развивается акустико-гностический вид афазии. Человек не понимает обращенную к нему речь, поскольку происходит нарушение синтеза, анализа, фонематического слуха. При повреждении заднелобных отделов мозга фиксируют динамическую афазию, при которой у больного нарушена коммуникативная функция речи.

Тотальный вид рассматриваемого расстройства фиксируют, когда повреждения коры доминантного полушария очень обширные. В некоторых случаях фиксируют смешанные виды расстройства.

Как обнаружить афазию?

Для определения вида нарушения речи разработаны специальные методики. Существует даже отдельный специалист по нарушениям речи (афазиолог). В большинстве случаев обнаружением афазии в клинической практике занимается невролог. Он проводит ряд несложных тестов, по которым и устанавливается тот или иной вид речевых расстройств. Какие же это тесты? Давайте узнаем:

  • для исследования речи больного просят рассказать о себе. Простой сбор жалоб, таким образом, также является тестом на нарушение речи;
  • затем больного просят перечислить дни недели или месяцы, повторить отдельные звуки и слоги (похожие и отличающиеся между собой: «ш» и «щ», «ж» и «о», «рама-дама» и так далее);
  • дают любой текст и предлагают прочитать вслух, а затем пересказать прочитанное;
  • больному показывают известные предметы (стул, стол, дверь, ручку) и просят назвать их;
  • просят ответить на вопрос, содержащий слова, отличающиеся по произношению (например, «что гонит ветер – пыль или пыл?»);
  • предлагают объяснить смысл любой известной пословицы;
  • озвучивают инструкцию по выполнению какого-либо действия и просят ее выполнить (например, «дотроньтесь левой рукой до мочки правого уха»);
  • задают вопросы на понимание логико-грамматических конструкций («кто брат отца и отец брата?»), пространственно-временных соотношений («что наступает раньше: лето перед весной или весна перед летом?»);
  • предлагают нарисовать треугольник под квадратом, круг слева от треугольника и так далее;
  • просят написать свои паспортные данные (ФИО, возраст) и любую фразу, а также фразу под диктовку.

Этой группы довольно простых тестов обычно достаточно для обнаружения того или иного вида речевых расстройств. Как видим, методика проста и не требует никаких дополнительных инструментов или приборов, что является неоспоримым плюсом для диагностики.

Итак, афазия – это неврологический симптом какого-либо заболевания головного мозга. Она представляет собой либо расстройство произношения, либо расстройство понимания речи, либо и то, и другое вместе. Существует много разновидностей симптома, возникновение каждой из которых четко связано с определенным участком головного мозга. Для выявления недуга созданы специальные методики. Однако даже на обычном амбулаторном приеме с помощью простых тестов можно обнаружить ту или иную разновидность афазии.

Познавательное видео на тему «Виды афазии»:

Видеоурок на тему «Восстановление речи при афферентной афазии»:

Видеоурок на тему «Восстановление речи при эфферентной афазии»:

Классификация афазии

Попытки систематизации форм афазии на основании анатомических, лингвистических, психологических критериев неоднократно предпринимались различными исследователями. Однако в наибольшей степени запросам клинической практики удовлетворяет классификация афазии по А.Р. Лурия, учитывающая локализацию очага поражения в доминантном полушарии — с одной стороны и характер возникающих при этом нарушений речи – с другой. В соответствии с данной классификацией различают моторную (эфферентную и афферентную), акустико-гностическую, акустико-мнестическую, амнестико-семантическую и динамическую афазию.

Эфферентная моторная афазия связана с поражением нижних отделов премоторной области (зоны Брока). Центральным речевым дефектом при афазии Брока выступает кинетическая артикуляционная апраксия, делающая невозможным переключение с одной артикуляторной позиции на другую.

Афферентная моторная афазия развивается при поражении нижних отделов постцентральной коры, примыкающей к роландовой борозде. В этом случае ведущим нарушением служит кинестетическая артикуляционная апраксия, т. е. затруднение поиска отдельной артикуляторной позы, необходимой для произнесения нужного звука.

Акустико-гностическая афазия возникает при локализации патологического очага в области задней трети верхней височной извилины (зоны Вернике). Основной дефект, сопровождающий афазию Вернике, — нарушение фонематического слуха, анализа и синтеза и, как результат, — утрата понимания обращенной речи.

Акустико-мнестическая афазия является следствием поражения средней височной извилины (внеядерных отделов слуховой коры). При акустико-мнестической афазии вследствие повышенной тормозимости слуховых следов страдает слухоречевая память; иногда – зрительные представления о предмете.

Амнестико-семантическая афазия развивается при поражении переднетеменных и задневисочных отделов коры головного мозга. Данная форма афазии характеризуется специфическими амнестическими трудностями – забыванием названий предметов и явлений, нарушением понимания сложных грамматических конструкций.

Динамическая афазия патогенетически связана с поражением заднелобных отделов головного мозга. Это приводит к неспособности построения внутренней программы высказывания и ее реализации во внешней речи, т. е. нарушению коммуникативной функции речи.

В случае обширных повреждений коры доминантного полушария, захватывающих моторные и сенсорные речевые зоны, развивается тотальная афазия – т. е. нарушение способности говорить и понимать речь. Нередко встречаются смешанные афазии: афферентно-эфферентные, сенсомоторные и др.

Симптомы детских афазий

Характерный возраст для детских афазий – 3-7 лет. Однако во многих случаях время начала заболевания зависит от того, в какой момент подействовал этиологический фактор – возникла гематома или произошла травма. В зависимости от речевых и неречевых симптомов, а также локализации поражения в педиатрии и логопедии выделяют следующие формы структурных детских афазий: акустико-гностическая или сенсорная, акустико-мнестическая, афферентная и эфферентная моторные, динамическая. Присутствующей у взрослых семантической формы в детском возрасте не наблюдается, поскольку в этом периоде еще не сформирована система символически-знакового обобщения сигналов.

Акустико-гностическая

или сенсорная форма. Зона поражения – задняя 1/3 верхней темпоральной извилины левой половины головного мозга. Эта форма детской афазии возникает из-за нарушения акустического анализа и обработки звуков речи, что характеризуется поражением фонематического слуха. Клинически проявляется нарушением всех форм устной и письменной речи, чтения и устного счета, ритмическим воспроизведением. Также у таких детей наблюдается чрезмерная тревога и возбудимость, эмоциональная нестабильность.

Симптомы детских афазий

Акустико-мнестическая афазия

. Локализация поражения – средние и задние участки темпоральной области. Суть этой детской афазии – повышение тормозимости слуховых следов, приводящее к нарушению слуховой и речевой памяти. Также присутствует дефект зрительных и предметных образов-представлений. Такие дети не понимают подтекста, аллегорий, не могут называть предметы. Отмечается умеренное нарушение устной речи и ее восприятия. Может возникать повышенная активность и эмоциональная нестабильность, тревога.

Афферентная моторная афазия

. Место поражения – нижние париетальные участки доминирующего полушария. Патогенетически основывается на нарушениях кинестетического восприятия. Основной признак – аномалии мелких артикуляционных движений губ и языка. Такие дети или неспособны к экспрессивной речи или имеют большое количество литеральных парафазий. Непроизвольная и автоматизированная (песни, стихи) речь, письмо и чтение сохранены.

Эфферентная моторная форма

Симптомы детских афазий

детской афазии. При этой форме поражаются задние лобные участки. Страдает инертность сформировавшихся стереотипов, что проявляется персеверациями. Способность к устным высказываниям минимальная или полностью отсутствует. Могут сохраняться отдельные звуки, автоматизированная речь. Наблюдается нарушение чтения, письма, апраксия.

Читайте также:  Задержка развития ребенка 6 лет симптомы и лечение

Динамическая афазия

. Крайне редкая форма в педиатрии, может наблюдаться у детей старших возрастных групп. Локализация патологического очага – задние лобные отделы. Патогенетически данная разновидность заболевания обусловлена дефектами внутренней речи, нарушением сукцессивной организации высказывания. Проявляется расстройством продуктивной речи, неспособностью активного общения – нормальные предложения заменяются стереотипами или шаблонами, глаголы полностью отсутствуют. Больные с данной формой детской афазии почти никогда ничего не спрашивают и не вступают в диалоги, но охотно отвечают на поставленные вопросы. Чтение и письмо могут быть сохранены.

Синдром Ландау-Клеффнера

. Локализация пароксизмальной активности может быть разной, наиболее часто поражаются височные области. Потеря речи может происходить как резко (чаще всего), так и постепенно, на протяжении нескольких месяцев. Также теряется способность к восприятию речи, возможны нарушения поведения и эмоциональной сферы – гипервозбудимость, эмоциональная лабильность. Характерная черта данной формы детской афазии – судорожные припадки, которые, однако, наблюдаются не у всех больных.

Симптомы детских афазий

Когда бить тревогу?

Бить тревогу и проводить тщательное диагностическое обследование необходимо при наблюдении следующих трех показателей, если:

Происходит постепенное ухудшение языка (не только речи).Языковая проблема изначально является единственным причиной является нейродегенеративное заболевание.

Отличительной чертой семантического варианта афазии является прогрессирующая потеря значений слов. Если существуют дополнительные серьезные проблемы в идентификации объектов или лиц, это состояние также называется семантической деменцией.

Другие языковые навыки, включая способность производить речь и повторять фразы и предложения, произносимые другими, не затрагиваются. Однако, хотя пострадавшее лицо может продолжать говорить свободно, его речь становится неясной и трудной для понимания, потому что многие слова опущены или заменены.

Проблемы с языком увеличиваются со временем. Происходит медленная, но прогрессирующая потеря словарного запаса и способности понимать, что говорят люди. Речь становится все более расплывчатой, и количество речи имеет тенденцию уменьшаться.

В дальнейшем при болезни нарушаются неязыковые функции. В частности, человеку может быть все труднее распознавать знакомых людей или предметы домашнего обихода. Возрастают также проблемы, связанные с осуществлением нормальной повседневной жизнедеятельности.

Афазия: лечение заболевания

Терапия афазии направлена, прежде всего, на восстановление нормальной общаться. Услуги профессионального логопеда на ранних стадиях заболевания дают хорошие результаты: чем раньше будет начата терапия, тем больше шансов на выздоровление.

Одним из самых важных условий успешного лечения является непосредственное участие в нем членов семьи. Родственники больного афазией должны придерживаться следующих рекомендаций:

    разговаривать простыми, короткими предложениями;

    повторять, при необходимости, важные фразы;

    общаться в естественной форме, не акцентируя внимание на болезни;

    стараться не поправлять речь больного;

    беседовать с больным как можно чаще;

    не торопить, давая время на выговаривание предложения.

Из данной статьи вы узнали о таком заболевании, как афазия: что это такое, каковы причины, симптомы и методы лечения.

Афазия: лечение заболевания

В первые дни и недели наблюдается нарушение речи. Одни не могут вспомнить названия предметов и действий, выразить свою мысль, другие не в состоянии понять, что говорят окружающие. Однако и интеллект, и память (образная) сохранены, в порядке зрение, слух… Используя эти каналы, можно многое восстановить.

В зависимости от того, какие отделы мозга поражены, говорят о разных формах афазии после инсульта (нарушениях речи).

Судить о них, а значит и выбрать метод восстановления речи можно уже через две недели после начала заболевания.

Лечение

Перед началом лечения нужно узнать глобальность проблемы. Для этого делается УЗИ и сканирование головного мозга. Данные исследования помогут определить именно те части головы которые поразила болезнь и правильно назначить лечение.

Лечение при афазии

Только на основании исследования врачи назначают программу лечения. В некоторых особенно сложных ситуациях они могут предпринять оперативное вмешательство незамедлительно, если конечно будет под угрозой жизнь пациента.

Лечение

Для наибыстрейшего выздоровления нужно комплексное лечение, а именно: медикаментозное, психологическая терапия и специальные физические упражнения которые способствуют нормализации состояния больного.

Более молодые пациенты быстрее выздоравливают. Даже бывают редкие случаи когда молодой организм практически без участия лекарств быстро выздоравливал именно благодаря собственному иммунитету.

При афазии люди востанавливаются очень долго. В среднем цифра эта около пяти лет. Нет не одного врача, который бы сказал цифру менее. Стоит еще сказать, что даже при полноценном лечении не стоит быть уверенным на все 100%, что выздоровление вообще произойдет.