Неврологические заболевания: симптомы расстройств и болезней

Отдельная группа патологий – неврологические заболевания, оказывают негативное влияние на весь организм людей в целом. Ведь они затрагивают структуры центральной, а также периферической нервной системы, которые контролируют деятельность каждого внутреннего органа. Поэтому в неврологии важно своевременно распознать и начать лечение подобных болезней.

Отличие синдрома от болезни

Синдром является совокупностью схожих симптомов. Понятие синдром иначе называют симтомокомплекс.

Болезнь – понятие боле обширное и емкое. Неврологические болезни – это общая совокупность проявлений, синдромов и отдельных заболеваний нервной системы. Болезнь может сопровождаться несколькими синдромами. Неврологические заболевания делятся на 2 группы. Первые поражают центральную нервную систему, вторые – периферическую.

Неврологические симптомы

Симптом – это проявление болезни. Неврологические заболевания имеют схожие признаки, поэтому самостоятельно ставить диагноз нецелесообразно. Определить неврологическое заболевание можно по таким симптомам:

Эти симптомы свидетельствуют о том, что у человека неврологическое заболевание.

Неврологические синдромы

Неврологическая синдромология имеет неоднородный характер. Разделить на большие группы ее нельзя. Можно дать описание актуальных комплексов синдромов, которые чаще проявляются у людей.

  • Маниакально – депрессивный психоз (проявляется в систематически возникающих депрессивных и маниакальных фазах, разделенных светлыми промежутками).
  • Психоз (расстройство восприятия реальности, ненормальность, странность в поведении человека).
  • Синдром хронической усталости (характеризуется длительной усталостью, не проходящей даже после продолжительного отдыха.
  • Нарколепсия (расстройство сна).
  • Олигофрения (умственная отсталость).
  • Эпилепсия (повторно проявляющиеся припадки, сопровождающиеся выключением или внесением изменений в сознание, мышечными сокращениями, нарушением чувствительных, эмоциональных и вегетативных функций).
  • Глубокое оглушение.
  • Астения .
  • Астено-невротичекий синдром .
  • Кома (выключение сознания, сопровождающееся выключением условных и безусловных рефлексов).
  • Расстройства сознания (обмороки).
  • Синдром беспокойных ног .
  • Резкое помрачение сознания, дезориентация в пространстве, амнезия, частичная потеря памяти.
  • Нарушение речи.
  • Гипертензионный синдром .
  • Гиперсомния .
  • Астазия .
  • Каузалгия .
  • Дизартрия (расстройство артикуляции).
  • Слабоумие.
  • Синдром Паркинсонизма .
  • Адиадохокинез .
  • Дисметрия .
  • Гипестезия .
  • Патологическое похудание (анорексия, булимия).
  • Снижение / утрата обоняния.
  • Синдром Бернара-Горнера .
  • Галлюцинации.
  • Диссоциативное расстройство личности .
  • Бульбарный и псевдобульдарный синдром .
  • Расстройства движения глаз и изменения зрачков.
  • Паралич и другие изменения лицевых мышц.
  • Патологические слуховые феномены.
  • Вестибулярное головокружение и нарушение равновесия.

Среди симптомов, указывающих на наличие неврологических нарушений, наиболее часто встречаются когнитивные расстройства, которые возникают вследствие патологических изменений в структуре и работе головного мозга. В основном данная проблематика выявляется у пожилых людей. Высокая частота распространения расстройств сферы познания у этой категории пациентов объясняется возрастными изменениями организма.

Симптом Тинеля — разновидность физиологического теста, который используется специалистом неврологом на осмотре.

Его целью является обнаружение поврежденного нерва при диагностике синдрома запястного канала, и других туннельных синдромов.

Он берет свое название от имени французского невролога Жюля Тинеля, которой первым предложил использовать такой метод оценки. Цели применения Симптом Тинеля позволяет.

Гиперпатия – нарушение чувствительности, при котором порог восприятия не соответствует уровню раздражителя.

Данное состояние характеризуется тем, что человек не в силе определить место воздействия, а также источник боли, прикосновения, не может тактильно распознать температурные перепады, сильно снижено чувство вибрации. Чтобы ощущение таки проявилось, концентрация внешнего стимула, должна быть.

Когда движенье неподвластно воле.

В неврологической практике под понятием снижение двигательной активности (акинезия – гипокинезия – олигокинезия) подразумеваются состояния, при которых по той или иной причине наступает невозможность совершать активные действия конечностями и движения телом в полном объеме. Но эти термины означают не только уровни снижения этой активности, но и характеристику.

Симптом эхопраксии, который специалисты также называют эхокинезией, связан с сильным перевозбуждением в отделах головного мозга. Человек бессознательно копирует действия других людей.

То есть повторяет слова (так называемая эхолалия), самые простые телодвижения, махи руками, мимику лица.

Эхопраксия является симптомом психических и неврологических расстройств и может проявляться в трех разных.

Поражение экстрапирамидной нервной системы

Поражение мозжечка

Поражения мозжечка обычно влекут нарушение баланса и координации движений, они могут быть представлены следующими симптомами:

  • атаксия — шаткие и неуклюжие движения конечностей или туловища;
  • неспособность координировать мелкую моторику (тремор, неудовлетворительная пальценосовая проба);
  • дисдиадохокинезия — неспособность выполнять быстрые чередующиеся движения, например быстро сгибать и разгибать пальцы, произвольные движения глаз затормаживаются в крайних положениях и приводят к пилообразным движениям (нистагм).
Читайте также:  Хорея гентингтона что это — Всё о неврологии

Профилактика и лечение

Прием у психоаналитика при психоневрозе

Врач должен составить четкий план лечения болезни, правильно сочетать виды терапии и их методику. В каждом конкретном случаи используется особый подход, а в процессе лечения, зависимо от прогресса или регресса, в план вносят определенные коррективы.

Абсолютно все процессы в организме зависимы один от другого в той или иной мере и, безусловно, связаны с нервной системой. Головной мозг – это тот орган, который контролирует эти процессы и приспосабливает их, поэтому при лечении все воздействие идет именно на него. Итак, как же лечить психоневроз?

Основным методом является психотерапия, которая включает в себя:

  • Индивидуальные занятия с психотерапевтом;
  • Групповые занятия;
  • Медикаментозное лечение.
Профилактика и лечение

Вначале пациенту назначают несколько индивидуальных занятий, на которых психотерапевт изучает клиническую картину заболевания. Необходимо установить все симптомы, которые испытывает больной, выяснить их причину. Ко вниманию берется окружающая среда человека, его взаимоотношения с друзьями, родственниками, коллегами. Психотерапевт пытается выяснить, какое по мнению больного, он занимает место в социуме, так как чаще всего, именно не восприятие окружающими приводит к психическим заболеваниям. Врач дает полезные советы и рекомендации больному.

На групповых занятиях специалисты учат людей с расстройствами психики, как можно контролировать внезапные приступы и быстро избавляться от них, держать себя в рамках. Существуют специальные курсы, как побороть приступы страха, паники, агрессии.

Ну и для того чтобы закрепить результат, используют медикаментозное лечение. Это, как правило, прием успокаивающих психотропных средств, которые расслабляют человека, снимают напряжение. Медикаментозное лечение имеет свой комплекс, в который входят:

  1. Нейролептики – антипсихотические препараты, которые призваны снимать тяжелые симптомы (бред, галлюцинации, восстанавливать нарушенное мышление). К таким относят Хлорпромазин, Флюпентиксол, Рисперидон;
  2. Транквилизаторы – средства, которые подавляют приступы страха, сильной агрессии, расслабляют человека, притормаживают мозговую активность. Чаще всего врачи назначают Бротизопам, Бенактизин, Диазепам;
  3. Антидепрессанты – Кломипрамин, Амитриптилин, Пирлиндол;
  4. Ноотропы – средства, которые влияют на высшие функции мозга (память, мышление, воображение). Это, как правило, Пиритинол, Ноотропил, Пирацетам.

Если вы внезапно начали ощущать несвойственные для вас страх, агрессию, злость, после которых у вас появляется дрожь в теле, учащается сердцебиение и поднимается давление, стоит немедленно проконсультироваться. Лечить психические расстройства на ранней стадии гораздо проще.

Лечение неврологических заболеваний

Стандарты оказания медицинской помощи в неврологии, позволяют врачам оказывать эффективную квалифицированную помощь больным людям. Безусловно, для каждой патологии требуется подобрать подходящую терапию. Однако, для лечения неврологических заболеваний можно указать основные направления врачебной тактики:

  • при легком течении патологии – в неврологии придерживаются преимущественно немедикаментозных методов, к примеру, иглорефлексотерапия, массаж, физиотерапевтические воздействия;
  • при выраженной неврологической симптоматике и специфических поражениях структур возникает необходимость в медикаментозном лечении – схему составляют препараты противовоспалительного, противосудорожного характера, а также уменьшающие внутричерепное давление, улучшающие деятельность нейроцитов;
  • если течение неврологического заболевания обусловлено травмой – внедрением осколков костей в ткани мозга, либо опухолью, то в неврологии прибегают к хирургическому направлению лечебной тактики.

Различные рецепты народной медицины – отвары/настои из целебных растений могут дополнять основное лечение неврологических болезней, но не должны его собою подменять.

Лечение неврологических заболеваний

Немаловажное направление комплексного воздействия на организм больного в неврологии – его питание. Восполняет запас полезных микроэлементов с витаминами тщательно подобранное совместно с врачом меню. В рационе должны преобладать свежие овощи с фруктами, а также кисломолочные продукты, постные сорта рыбы/мяса, различные орехи, зелень.

По необходимости на этапе реабилитации с больным по профилю неврологии проводят занятия логопеды, психотерапевты, инструктор лечебной физкультуры. Важна поддержка родственников и друзей – беседы, уход и помощь в быту для восстановления социальных навыков, создание уверенности в своих силах.

Читайте также:  9 признаков и симптомов нервной анорексии

Список неврологических заболеваний

Все они представляют довольно обширную группу. Их название и характеристика: Аневризма — разрыв артерии из-за выпячивания или истончения ее стенки. Менингит — воспаление оболочек мозга. Болезнь Паркинсона — постепенная гибель двигательных клеток. Эпилепсия — судорожные припадки. Эта болезнь хроническая и не поддается лечению. Энцефалит — воспаление головного мозга, вызванное вирусами или бактериями. Болезнь Альцгеймера — нейродегенеративное заболевание мозга. Инсульт — отмирание нервных клеток, вызванное острым нарушением кровообращения мозга. Синдром Туретта — выражены не контролируемые пациентом звуки и движения. Атеросклероз — утолщение сосудистых стенок, нарушение эластичности. Невралгия — боль, вызванная поражением периферических нервов. Полиомиелит — характерен для детей до 4 лет, поражение ЦНС вирусного характера. Энцефалопатия — гипоксия и нарушение кровообращения приводят к диффузному поражению тканей головного мозга. Нейросифилис — изменение спинномозговой жидкости, возникшее из-за венерического поражения всех отделов центральной нервной системы. Спинальная мышечная атрофия — поражение спинномозговых нейронов, ответственных за движение мышц.

Список неврологических заболеваний

Этот список неврологических заболеваний дает понять серьезность диагнозов, поэтому необходимо своевременно наблюдаться и проходить диагностику, особенно при наличии подходящих под диагнозы симптомы.

Ключевые группы

Если изучить основные неврологические синдромы, то можно будет заметить, что некоторые из них похожи, а потому объединяются в определенные категории. Фактически речь идет о трех наиболее распространенных группах:

Вестибулярный синдром. Имеются в виду различные нарушения в работе головного мозга. Симптоматика в данном случае достаточно яркая, поэтому спутать ее с другими проявлениями крайне трудно. В качестве основных симптомов можно определить шаткость и головокружение.

Неврологический синдром, связанный с опорно-двигательным аппаратом. Сюда относятся различные виды слабости мышц и параличей. Чаще всего причиной такой проблемы, как паралич, становится инсульт, хотя привести к подобному состоянию может и полиомиелит.

Болевой синдром. Эта группу можно встретить среди пациентов чаще других. Симптомы этой категории отличаются сильными болезненными ощущениями. В качестве примера есть смысл привести невралгию нерва, вызывающую сильные боли в области спины и головы.

Повышение внутричерепного давления вследствие невралгических расстройств различного типа.

Галлюциноз

Причины синдрома галлюциноза возникают на фоне энцефалита, эпилепсии, черепно-мозговых травм, кровоизлияний или опухолей. При полном ясном сознании у пациента могут возникать зрительные галлюцинации, слуховые, тактильные или обонятельные. Человек может видеть окружающий мир в несколько искажённом виде, и лица собеседников могут представляться в виде мультяшных персонажей, или в виде геометрических фигур. Острая форма галлюциноза может длиться до двух недель, но не стоит расслабляться, если галлюцинации прошли. Без выявления причин галлюцинаций, и соответствующего лечения, болезнь может вернуться.

Воздействие альтернирующих синдромов

Это целый комплекс разрушительных процессов, который может оказать значительное негативное воздействие на организм. Альтернирующие синдромы являются следствием поражения спинного мозга и одной половины головного мозга. Эти группы симптомов иногда провоцируются черепно-мозговыми травмами или плохим кровообращением в спинном и головном мозге.

Врачи периодически выявляют альтернирующие синдромы следующих разновидностей: смешанные с различной локализацией повреждения, бульбарные, педункулярные и понтинные. При таком обилии видов симптомы могут быть самыми разными: глухота, глазодвигательные и зрачковые расстройства, острая недостаточность потурального контроля, дисгенетические синдромы, обструктивная гидроцефалия и др.

Воздействие альтернирующих синдромов

Диагностируют подобные состояния посредством определения точного места локализации очага поражения и его границ.

Что касается лечения, то его организация во многом зависит от конкретной группы симптомов и результатов профессиональной диагностики.

Селективный мутизм: почему молчит ребёнок

Если наши дети в чем-то отличаются от нормы, мы, как правило, стараемся помочь им и себе. Помогаем разными способами. Но есть ситуации, когда родителям очень сложно разобраться с проблемой ребенка, даже если он прочто молчит. Наш блогер, психолог Любовь Мошинская-Брумберг рассказывает о своей работе с девочкой, которая однажды замолчала

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Вам приходилось обращаться к психологу, потому что стало трудно справиться с ребенком? Что вас беспокоило? Он вспыльчив? Или, наоборот, слишком застенчив? У него нет друзей или его друзья вам не нравятся? Он безудержно болтлив или, напротив, слишком молчалив? А, может быть, он разговаривает только в семье, но в школе не говорит ни слова?

Читайте также:  Дереализация и деперсонализация: симптомы нереальности происходящего

Именно с такой девочкой мне довелось работать. Мама Миды (имя, как вы понимаете, вымышленное) обратилась ко мне, когда девочка училась во втором классе. Она рассказала, что девочка росла и развивалась нормально, без умолку болтала с сестрами, задавала родителям бесконечные вопросы, пела песенки и знала много стихов.

Когда она пошла в детский сад, с ней случилось что-то странное: она не произносила там ни слова

Взрослые в детском саду были очень милые, к девочке относились хорошо и прилагали максимум усилий, чтобы ее разговорить. Мама и папа стыдили ее, обещали золотые горы, если она заговорит, но ничего не помогало. Вечером папа ходил с ней гулять, она болтала с ним обо всем на свете — но, когда они приближались к детскому саду (он находился неподалеку), Мида сжималась и замолкала.

Незаметно подошло время идти в школу. В школе история повторилась. Мида не говорила с учителями, а если ей что-то было очень нужно, она шептала об этом своей подружке, а та служила ей переводчиком. Учителя либо из всех сил старались добиваться от нее ответа, либо просто махнули рукой и перестали обращать на нее внимание. Родители сердились или, наоборот, умоляли — дело не двигалось. И тогда мама обратилась ко мне за помощью.

В моей комнате царит свобода. Там много игрушек, ребенок сам волен решать, чем ему заняться. Для меня он такой, какой есть, и я не пытаюсь его изменить.

Селективный мутизм: почему молчит ребёнок

Поначалу Мида играла молча, но постепенно (медленно, медленно) стала разговаривать со мной

Мало-помалу игрушки отошли на второй план, и их место заняла гимнастика. На каждой встрече Мида стремилась показать мне что-то, что она умеет делать хорошо. И я хвалила ее — не за то, что она говорит, а за то, что она делает.

Несколько раз я встречалась с учителями в школе — пыталась объяснить им, что происходит с девочкой. Ее расстройство имеет медицинское называние: «селективный мутизм», избирательная немота.

В основе его лежит повышенная тревожность. Когда мы заставляем ребенка говорить, тревога усиливается, он страдает от того, что он не такой. Поэтому главная мысль, которую я пыталась донести до учителей и до родителей — это необходимость принимать девочку такой, какая она есть. Не заставлять ее говорить — но, тем не менее, продолжать общаться с ней.

Постепенно основное место на наших встречах заняла игра в школу. Мида была учительницей — причем очень требовательной, а мне отвела роль ученицы. Звали эту ученицу именем ее учительницы Занзара* (имя тоже вымышленное). Доставалось этой Занзаре по первое число.

Терапия продвигалась медленно — слишком поздно спохватились родители. Но она продвигалась. И вот в какой-то момент — да здравствуют гаджеты! — каждое наше занятие стало заканчиваться тем, что Мида писала учительнице сообщение в вотсап. Сначала это были короткие послания: «Привет, Занзара! Доброй субботы!» Потом они стали длиннее: «Привет, Занзара! Сегодня ты сделала мне замечание, но виновата была Перта». Однажды сообщение было совсем возмущенным: «Занзара, ты говоришь, что я не слушаю на уроках, а я слушаю. И я знаю таблицу умножения. Я сказала сегодня Перте, что 7×7=49».

Отдадим должное учительнице: она не оставляла ни одного сообщения без ответа. Надо было видеть, как счастлива была Мида, когда получала ответ! Это — впервые — было ОБЩЕНИЕ!

Потом были каникулы, а потом Мида пошла в следующий класс. Я звонила учительнице. Она рассказала, что Мида общается с ней — жестами, записками, и иногда даже словами — пусть односложно, но СЛОВАМИ.

Мы продолжаем работать. И я верю, что скоро слова вернутся.