Признаки, симптомы и лечение аутизма у детей

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Все чаще появляется информация о аутизме. Большему количеству детей ставится этот диагноз. Сегодня мы подробно разберемся: аутизм что это за болезнь симптомы и причины заболевания.

Классификация

Ранний детский аутизм может протекать в различной степени тяжести. Разновидности болезни отличаются друг от друга способом отделения ребенка от действительности.

1 тип

Больной полностью отрешен от происходящего во внешнем мире. Он чувствует дискомфорт при общении с посторонними, не проявляет социальной активности, не демонстрирует ответные реакции на раздражители и не показывает свои эмоции.

Для обеспечения полного отказа от контактов пациент может игнорировать неблагоприятные условия жизнедеятельности. Чтобы избавить себя от общения с окружающими, дети с пораженной психикой терпят голод, не придают значения опасности. Ребенок с аутизмом 1-го типа не адаптирован к самостоятельной жизни.

2 тип

Активное отвержение внешнего мира. Пациент не отрешен от окружающих, но крайне избирателен в выборе контактов. Зачастую единственными проводниками для связи с окружающей действительностью для ребенка являются родители.

Аутичный малыш выбирает для себя только конкретные виды пищи, может испытывать нездоровую привязанность к вещам, предметам одежды. Ребенок боится перемен. При усилении тревожности отмечает рост агрессивности, появление двигательных и речевых стереотипов. Больной имеет пониженный уровень приспособленности к жизни.

3 тип

Интересы ребенка сосредоточены на ограниченных сферах деятельности. Пациент временно увлекается определенной областью знаний или искусства, разговаривает только о своих интересах, регулярно воспроизводит одинаковые действия или слова.

Увлечения имеют цикличный характер, то есть постоянно сменяют друг друга. Больной не углубляет своих познаний о предмете заинтересованности, не занимается исследовательской работой.

Аутичные дети отличаются мрачностью и периодической агрессивностью. Они имеют средний показатель адаптации к жизни и взаимодействию с внешней средой.

4 тип

Ребенок испытывает сложности при взаимоотношениях с окружающими ввиду сниженной самооценки и ранимости. Он избегает новых контактов, чтобы оградить себя от критики. Такие больные имеют самые высокий процент приспособленности к жизни, они могут самостоятельно справляться с основными бытовыми и социальными задачами, легко поддаются лечению.

Аутизм признаки у детей

Это прежде всего задержка речевого развития и отсутствие желания идти на контакт — дефицит общения, ограниченность интересов, стереотипы, налицо проблема в развитии невербального общения (отказ смотреть в глаза и неприятие телесных объятий), неспособность дружить со сверстниками, разделять радость и увлечения с товарищами, отсутствие сопереживания за друзей; не восприятие таких чувств, как боли и грусти людей из своего окружения; неутомимое стремление упорядочивать предметы и наводить порядок

Проявления аутизма

Чаще всего аутизм удаётся диагностировать к трём годам жизни ребёнка. Некоторые признаки отклонения удаётся рассмотреть ещё до года. При наличии предрасположенности, специалист может определить наличие патологии в 3 месяца. У мальчиков данная патология обнаруживается чаще, чем у девочек. Позже будут более подробно рассмотрены признаки проявления аутизма для разных возрастных категорий.

Признаки и симптомы аутизма индивидуальны для каждого случая. Аутист не отличает одушевленные предметы от неодушевленных, он не способен воспринимать отдельно стоящего человека, как одно целое. Человек для него – это набор несвязных элементов (глаза, уши, нос, руки и другие части тела).

У такого малыша нарушено восприятие сигналов, которое развито у здоровых людей: на сильные сигналы он реагирует слабо, на слабые, наоборот, очень бурно. Например, если его позвать громким голосом, он не обратит внимания, а если позвать тихо и даже шёпотом, это может взволновать его.

Ниже описаны наиболее общие симптомы аутизма у детей.

Нарушение взаимодействия с окружающим миром. Проявляется следующим образом:

  • Отсутствие интереса к ровесникам. Обычно детям нравятся другие дети, они стараются пойти с ними на контакт, радуются, когда встречают их на улице. Данный интерес полностью отсутствует у аутичных детей, которые держатся обособленно и уходят в себя;
  • Отсутствие эмоций к родителям. Аутичный малыш пытается избежать всякого телесного контакта. Например, если попросить такого ребёнка передать игрушку, то он кинет её на пол, потому что передать её в руки означает вступить в телесный контакт. В младенческом возрасте такая защита может проявляться в том, что новорожденный бурно реагирует, когда мать берет его на руки. И всё-таки, было доказано, что аутисты страдают в отсутствие родителей. Просто если здоровый ребенок плачет, кричит, зовёт маму, то аутист никак не выражает свое беспокойство;
  • Отсутствие интереса к играм с выраженными социальными ролями, неспособность проявлять воображение. Дети во время игр всегда выбирают какую-либо социальную роль: играют в магазин, в школу, в более раннем возрасте катают машинку или куклу в коляске. Аутисту все эти игры не интересны;
  • Отсутствие зрительного контакта. При попытке заговорить с человеком, появляется ощущение, что он смотрит как будто сквозь собеседника;
  • Скудная мимика и ограниченная жестикуляция. Аутичные дети редко улыбаются и используют жестикуляцию исключительно для выражения своих потребностей. Один из первых признаков познания мира – постоянно вытянутый указательный палец, которым он показывает на интересующие его вещи, явления и предметы. Так дитя делится со взрослыми опытом познания, вовлекая в него окружающих. Аутист использует жесты только для удовлетворения каких-то первичных особенностей. Например, есть или пить;
  • Ребенок не копирует поведение взрослых. Это ещё один из способов познания мира и формирования личности. Дети слушают разговоры взрослых, подражают им (девочки надевают мамины туфли на каблуках, мальчики просят посадить их за руль автомобиля, чтобы быть, как папа). Аутист никого не пытается копировать.
  • Развитие речи значительно задержано или полностью отсутствует. Дошкольник заучивает только фразы для ежедневного обихода, глаголы в инфинитивной форме (спать, пить, ходить). Часто речь ребёнка не имеет смыла и не направлена на контакт с окружающими. Дети могут говорить о себе в третьем лице. Вместо того, чтобы сказать: «я иду гулять», он  говорит: «он идёт гулять» или «Андрей идёт гулять»;
  • Эхолалия, то есть неконтролируемое повторение слов. Малыш, сам того не замечая повторяет одну и ту же фразу или слово много раз в течение долгого периода времени. Часто аутисты на заданный вопрос отвечают, повторяя этот же вопрос;
  • Аутист не обращается за помощью, не задаёт вопросов.
Читайте также:  5 странных физических симптомов тревоги, о которых нужно знать каждому

Повторение монотонных действий, которое чаще называется стереотипным поведением. Ранее было сказано, что дитя может повторять одни и те же слова. То же самое может касаться каких-то действий или жестов. Например, аутичный малыш на протяжении нескольких часов может открывать и закрывать дверь, или кружиться вокруг своей оси, пожимать плечами.

У аутистов всегда должен быть четкий распорядок дня, точный маршрут для похода в детский сад или школу. В комнате не рекомендуется делать перестановку, перекладывать игрушки с одного места на другое. Любая попытка поменять что-либо в ежедневных ритуалах будет воспринята болезненно.

Симптомы аутизма у взрослых

Симптомы аутизма у взрослых могут отличаться в зависимости от формы заболевания и его течения. Характерными симптомами считаются следующие:

  • скудная мимика и недостаточное количество жестикуляции;
  • отсутствие понимания правил общения, принятых в обществе;
  • непонимание чувств, эмоций и намерений окружающих людей;
  • отсутствие понимания собственного поведения;
  • отсутствие возможности построения дружеских или любых других близких отношений с окружающими людьми;
  • трудности в обращении к кому-либо;
  • недостаточный словарный запас, регулярное повторение одних и тех же фраз;
  • возможность сохранять спокойствие в привычной обстановке и переживания из-за перемен в ней;
  • наличие привязанности к местам и предметам и переживания из-за изменений, связанных с ними.

Если аутизм присутствует в легкой форме, то к 20-25 годам человек уже может жить отдельно от родственников или опекунов и самостоятельно решать собственные проблемы. Если форма не позволяет аутисту вести такой образ жизни, то, как правило, он остается на попечительстве родственников в течение всей своей жизни.

Если Вы обнаружили у себя схожие симптомы, незамедлительно обратитесь к врачу. Легче предупредить болезнь, чем бороться с последствиями.

Формы

В вопросе исследования аутизма у детей, важное место выделяется определению формы заболевания. Ведь чем тяжелее форма, тем сложнее помочь малышу.

К формам или видам аутизма относят:

  • Синдром Каннера или детский аутизм (считается легкой формой)

Здесь речь идет о появлении первых признаков аутистического поведения касательно социального поведения. При этом проявляется нарушения сна, нарушается работа желудочно-кишечного тракта. Появляются первые вспышки агрессии или тревожности;

  • Атипичная форма

Проявляется после трехлетнего возраста. Чаще всего наблюдается в комплексе с речевыми нарушениями (речь идет о невербальном аутизме) или умственной отсталостью;

  • Дезинтегрированное расстройство раннего возраста
Читайте также:  Как лечить хронический стресс и нужно ли это делать

Особенностью является то, что некоторое время развитие ребенка происходит нормально. Однако в какой-то момент развитие останавливается и развивается аутистичное расстройство;

  • Гиперактивность в комплексе с умственной отсталостью и стереотипией

Кроме гиперактивного поведения в детстве (которое в подростковом возрасте сменяется на пониженную активность) наблюдается также низкий интеллект. Он обусловлен органическим поражением мозга;

  • Высокофункциональный аутизм или синдром Аспергера

Наблюдается нарушение в формировании социальных контактов. Постоянное увлечение одним и тем же занятием (например, рисование, математика или музыка, о которых мы уже упоминали раньше)

Аутизм у детей лечение

Вопрос о том, можно ли вылечить аутизм у детей, всегда беспокоит родителей, которые столкнулись с данной проблемой. К сожалению, сделать этого нельзя. На сегодняшний день помощь детям с аутизмом заключается в том, что для каждого больного отдельно создается специальная программа,направленная на то, чтобы ребенок смог как можно больше адаптироваться к условиям, в которых он проживает.

После того как специалистам удалось определить наличие проблемы, они приглашают ребенка с родителями в специальный реабилитационный центр. Программа коррекции составляется для каждого индивидуального случая и зависит от тяжести болезни и ее формы.

В программу коррекции входят следующие пункты:

  • психологическая помощь;
  • специальная безглютеновая диета;
  • использование медикаментов;
  • иппотерапия;
  • поведенческая терапия;
  • терапия музыкой;
  • терапия играми;
  • ЛФК;
  • массаж;

Если говорить об операциях, приеме антибиотиков, народных средствах, то они не играют совершенно никакой роли в лечении детского аутизма.

Их можно использовать только для того, чтобы провести терапию состояния, которое может начать развиваться во время обострения психологического расстройства.

Для того чтобы вылечить отдельные симптомы, могут использовать разного рода медикаменты: антипсихотропные препараты, лекарства против судорог, нейростимуляторы, поливитамины и прочее. Если у ребенка также наблюдаются воспалительные процессы из-за попадания в организм бактерий, то могут использоваться еще и антибиотики. Такие препараты может назначить только специалист, а их дозировка будет назначаться в зависимости от возраста и без учета того, что ребенок болеет аутизмом.

Большую роль в лечении играет поведенческая терапия. На подобных занятиях ребенку специалисты вместе с родителями малыша помогают развивать определенные навыки. Для того чтобы увидеть эффект, все действия затем нужно очень много раз повторить в домашних условиях, а потом еще и в какой-то незнакомой обстановке.

Кроме того, лечение включает в себя частые занятия вместе с логопедом, психиатром, а также с психологом. В зависимости от того, какие у ребенка есть отклонения, специалисты могут дополнительно назначить такие процедуры, как игротерапия, логоритмика и прочее.

Если у ребенка наблюдаются психотические расстройства, то можно дополнительно воспользоваться народными средствами. В таком случае ребенку стоит давать успокоительные чаи, в составе которых есть мелисса, мята, в комнате ребенка должна быть лаванда.

Аутизм у детей, лечение которого будет назначено как можно раньше, поддается лечению. Но первые результаты лечения будут заметны спустя долгое время, а сам процесс выздоровления — очень сложный и может занять, как минимум, несколько лет.

Проблемы в жизни: общество, социализация, обучение, образование

Дети с РАС часто неспособны соответствующим образом налаживать контакты с одноклассниками, присоединиться к совместной игре. Проблемы вызывают также трудности в установлении зрительного контакта (они избегают его, не используют с целью коммуникации; некоторые, пытаясь «сделать все правильно», используют неестественно интенсивный зрительный контакт).

При пассивной форме РАС отсутствуют попытки установить дружеские отношения в классе (часто после предыдущего негативного опыта). Противоположность – чрезмерная активность. Вместо приветствия ребенок может забрать игрушку, ударить. Он просто не знает, как нужно делать.

Дети с PAS играют роль «классных клоунов», выполняют задания одноклассников. Хороший способ показать модель поведения детям-аутистам – видео, представляющее общение, игры других сверстников.

Дружба есть:

Душа ребенка с аутизмом:

А вы согласитесь:

Общие сведения о заболевании

Пациенты, чей мозг поражен таким заболеванием как атипичный аутизм, в возрасте после 3 лет начинают проявляться симптомы детской ранней формы недуга либо же у них появляются его характерные признаки, но не в полной (по 3 ключевым сферам) мере. В качестве вышеупомянутых трех сфер диагностирования рассматривают нижеперечисленные расстройства:

  • проблемы социального взаимодействия;
  • специфические нарушения поведения;
  • трудности общения.

В соответствии с положениями Международной классификации болезней, изучаемое отклонение может иметь 2 формы. О них далее.

  1. Начало заболевания. При таких обстоятельствах в клинической картине отмечаются все свидетельствования наличия детского раннего аутизма, но, что характерно, впервые они дают о себе знать не раньше, чем в 3 года.
  2. Атипичная симптоматика. Для этого случая не исключается вероятность проявления признаков недуга ранее 3 лет, но полной клинической картины «стандартной» формы заболевания не отмечается.
Читайте также:  Виды алкогольного делирия и как его лечить у женщин и мужчин?

Последнее утверждение в особенности сильно сохраняет актуальность для пациентов с явными нарушениями умственного развития.

Вышеприведенная классификация на 2 группы имеет важное практическое значение для специалистов области медицины. Нередко родители, общаясь с психологом, психиатром или другим профильным специалистом насчет состояния своих детей, интересуются, чем они болеют – недоразвитием в интеллектуальном плане или именно аутизмом

При наличии интеллектуального недоразвития в его классическом понимании, нередко отмечаются развернутые признаки наличия синдрома Каннера, при этом нарушения интеллектуального развития у таких больных редко выходят на первый план.

В случае же с атипичной формой недуга ситуация выглядит с точностью до наоборот: аутистические черты проявляются в комплексе с умственной отсталостью.

Практика показывает, что родители гораздо проще примиряются с наличием аутизма у своих детей, нежели с тем, что их наследники являются умственно отсталыми.

Конкретных статистических данных в отношении распространенности изучаемой сегодня формы заболевания нет. Далее вам предлагается ознакомиться с описанием основных признаков недуга и особенностями терапевтической помощи таким пациентам.

Синдромы аутизма и их особенности

Классификация аутических расстройств

Синдромы аутизма и их особенности

Аутизм – это общее название для нескольких синдромов, которые характеризуются общими чертами, но и имеют при этом свои особенности и характерные поведенческие модели.

Синдром Каннера

Синдром Каннера. Симптомы

Синдромы аутизма и их особенности

Заболевание характеризуется явными поражениями мозговой коры, из-за чего у пациента отмечаются серьезные проблемы с общением, есть речевые дефекты, отмечается агрессивность в поведении, интеллектуальные данные слабовыраженны, с человеком практически невозможно найти общий язык. Способен нормально существовать только в одной привычной обстановке. Подобным синдромом болеют не более двух человек из десяти тысяч, диагностировать его можно уже в детском возрасте.

Синдром Аспергера

Симптомы синдрома Аспергера

Синдромы аутизма и их особенности

Он может характеризоваться теми же чертами, что и Каннер, но при этом в таком случае болезни можно выделить слабую и сильную форму. При слабой форме заболевания пациент может стать полноценным членом общества, если сможет преодолеть свою робость. Он может работать и выполнять необходимые для нормальной профессиональной и личной жизни вещи. Но также он будет сильно зациклен на своей деятельности, не будет иметь большого количества хобби и большую часть времени точно проведет в изоляции. Как и в случае с Каннером, болеют синдромом не более двух-трех человек из каждых десяти тысяч родившихся.

Отличительная черта синдрома Аспергера

Синдром Ретта

Синдромы аутизма и их особенности

Эта болезнь может передаваться только по женской линии. Обычно поведенческие черты при таком синдроме можно купировать медикаментами довольно коротким курсом терапии. Но наличие характерных внешних черт аутизма и речевые дефекты медикаментами убрать нельзя. Развивается болезнь длительное время, встречается намного реже, нежели первые два синдрома. После излечения женщина может трудиться и сама себя обслуживать.

Иногда не удается выявить конкретный синдром, в таком случае речь может идти о комбинированном синдроме. Его сложность также определяется внешними и поведенческими данными.

Внимание! Определить точный синдром может только опытный врач, так как необходимо очное обследование и наблюдение за пациентом в течение некоторого времени.

Синдромы аутизма и их особенности

Признаки и симптомы синдрома Ретта

Формы и критерии постановки диагноза

Диагностика проводится группой врачей в присутствии родителей. Как правило, применяются специальные тесты, опрос мамы и папы. В ходе общения специалисты оценивают модель поведения, эмоциональную сферу, мыслительные функции ребенка и многое другое.

Существует несколько тестов диагностики аутизма. Одним из основных является исследование под названием CARS. На каждую группу параметров можно дать один из четырех ответов, который оценивается по критерию: от «нормально» до «значительно ненормально». По сумме балов и определяют тяжесть патологии.

  • взаимодействие с социумом, навыки коммуникации;
  • имитация;
  • эмоциональный ответ;
  • владение телом, использование игрушек, степень активности;
  • реакция на изменения;
  • визуальные и слуховые анализы;
  • вкус, запах, осязание;
  • нервозность, чувство страха;
  • интеллект;
  • общее впечатление.
Формы и критерии постановки диагноза

Чем более выражена степень отклонений от нормы наблюдается по всем параметрам, тем тяжелее степень аутизма присутствует у ребенка. Как правило, проводят не один, а сразу несколько тестов.

Если у группы наблюдателей есть сомнения или подозрения на наличие других заболеваний, могут назначаться дополнительные исследования: МРТ головного мозга, электроэнцефалограмма или прочие.

Специалисты предпочитают не называть аутизм болезнью, ведь его нельзя лечить медикаментозными или прочими методами. Его получается лишь корректировать, однако, признаки этого расстройства все равно остаются с человеком на всю жизнь.