Суицидальное поведение детей и подростков

Хотя цель самоубийства может выявить стресс или депрессия, многие люди могут показаться менее подавленными в короткий промежуток времени до совершения акта.

Парадокс самоубийства

Многочисленные наблюдения дают основания утверждать, что даже при истинных самоубийствах (то есть, тех, целью которых не является шантаж), их непосредственная цель — прекращение жизни — в большинстве случаев не совпадает с мотивами поведения самоубийц. Самоубийство является как бы средством, обслуживающим иной, вышестоящий мотив, причем не смертельный, а вполне жизненный. Парадокс самоубийства заключается в том, что прекращение жизни наполняется для самоубийцы морально-психологическим смыслом. Впрочем, не такой уж это и парадокс. Если бы самоубийство не обретало смысл, как все другие поведенческие акты, то оно и не было бы убийством себя, то есть осознанным поступком.

Причины повышенного суицидального риска

Многие факторы увеличивают риск самоубийства. Эти риски разделены на три категории:

  1. био-психо-социальную,
  2. экологическую,
  3. социально-культурную.

На био-психо-социальную причину приходится большинство самоубийств и попыток совершения суицида. Эти причины включают психические расстройства, такие как: расстройство настроения, шизофрения, тревожные расстройства, расстройства личности.

Дополнительные био–психосоциальные причины включают: злоупотребление психоактивными веществами, злоупотребление алкоголем, запугивание, физическое насилие, семейная история суицида, неудачная попытка самоубийства, имеющиеся хронические заболевания.

Суицид — что делать?

Причины повышенного суицидального риска

Одной из основных причин суицида в социально-культурной категории — это чувство бытия, изолированность или неприятие другими. Чувство изоляции может быть вызвано сексуальной ориентацией, религиозными убеждениями и гендерной идентичностью.Другие возможные причины суицида из этой категории: трудности в поисках помощи, не имение доступа к службам охраны психического здоровья или лечение в связи со злоупотреблением каких-либо наркотических веществ, следующие системы убеждений, которые принимают самоубийство как решение личных проблем, воздействие суицидального поведения.

Читайте также:  Как определяют у новорожденных синдром дауна

Экологические причины. Факторы окружающей среды, которые увеличивают риск самоубийства, часто происходят от потери. Это может включать в себя потерю человека, животного, или работу.

Другие причины включают: социальные потери, а также доступ к оружию.

Суицид

Поговорим подробнее о самом сложном. Ведь первое, что приходит на ум, когда мы говорим о необходимости срочной консультации, это именно опасность суицида. Консультанту-психологу, который в своей деятельности столкнулся с темой суицида, в первую очередь необходимо отдавать себе отчет в следующем:

  • Внешнее (видимое) суицидальное поведение, независимо от его вида (демонстративный суицид, истинный, скрытый) является следствием/конечной фазой внутреннего суицидального поведения (которое, в свою очередь, имеет свои этапы развития).
  • Внешнее суицидальное поведение всегда имеет под собой какую-либо психопатологию.
  • Не всякое аутоагрессивное поведение является суицидальной попыткой. Существует так называемое несуицидальное аутоагрессивное поведение, т.е. такие формы намеренных самоповреждений, целью которых не является уход из жизни и реализация которых неопасна для жизни.
  • Консультируя человека после суицидальной попытки, вы консультируете не суицидента, а постсуицидента.

Выводы:

Необходима фокусировка на внутреннем суицидальном поведении как основной мишени консультации.

Необходимо выявить, понять и хотя бы в общих чертах описать психопатологию.

Суицид — это крайняя форма аутоагрессивного поведения, но далеко не всегда он — прямое следствие и результат развития несуицидального аутоагрессивного поведения.

Диагностика

Близкое окружение (педагоги и родители, друзья и одноклассники) считают, что диагностика суицидального поведения не представляет особой сложности (уж я-то сразу замечу, что у ребенка/друга/одноклассника не все в порядке).

В действительности, все гораздо сложнее, и «упущенные» суициденты достигают своей цели только потому, что оказываются неуслышанными. Большая часть подростков, планирующих самоубийство, занимаются с психологами и педагогами, посещают врачей и работников соц. служб достаточно длительное время с целью высказаться и быть выслушанным.

Читайте также:  Глава 10. Приобретенное слабоумие - деменция

Главными «инструментами» взрослых в оценке суицидального риска выступают:

  • беседа с ребенком;
  • постоянное наблюдение за подростком;
  • сторонняя информация, полученная от людей из близкого окружения;
  • психологические тесты.

В разговоре с ребенком превалируют следующие высказывания, на которые важно обратить внимание:

  • меня не любят;
  • я не нужен, я бесполезный человек;
  • я не желаю никого видеть, и тем более общаться;
  • жизнь бессмысленна;
  • прощайте (это был мой последний визит);
  • не желаю жить;
  • я умираю;
  • я не способен это выносить.

Диагностика суицидального поведения детей и подростков проводится врачом-психиатром, клиническим клиническим психологом. Родители предъявляют жалобы на изменения эмоционального состояния ребенка: подавленность, замкнутость, вялость. Врач предполагает наличие депрессии с риском суицида. Обследование проводится следующими методами:

  • Беседа.Детский психиатр уточняет время появления симптомов, их выраженность, продолжительность. Если ребенок говорит о самоубийстве, врач расспрашивает о возможных причинах, продолжительности суицидальной активности.
  • Психологические опросники. Применяются различные тесты для выявления признаков суицидального поведения – методики, состоящие из прямых вопросов о наличии мыслей, попыток самоубийства (опросник суицидального риска, адаптированный опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности»).
  • Проективные методики. Используются для обследования детей младшего школьного, дошкольного возраста, для подростков, не осознающих, скрывающих суицидальные тенденции, поступки. Применяется тест Люшера, метод «незаконченные предложения», «сигнал», рисуночные тесты.

По результатам комплексного обследования подростков и детей с суицидальной активностью определяются истероидные, сензитивные, эмоционально-лабильные, возбудимые акцентуированные черты. Сочетание признаков депрессии, эмоциональной неуравновешенности, импульсивности указывает на высокий риск суицидальных попыток.

Осложнения суицидального поведения

Суицидальное поведение, которое не завершилось уходом из жизни, осложняется специфическими заболеваниями. Это разнообразные увечья, порезы, тяжелые травмы, повреждения рук, ног, ребер, гортани, пищевода, нарушение работы печени и почек.

Читайте также:  Как избавиться от панических атак и страха навсегда

После попыток суицида такие люди нуждаются в госпитализации, а повреждения могут привести к инвалидности и ограничениям, наложить тяжелый психологический отпечаток на дальнейшую жизнь. Присутствует риск социальной дезадаптации.

Способы суицида в разных странах имеют определенную степень распространенности:

  • повешение: лидирующий метод во всем мире;
  • огнестрельное оружие: в США ему отводится 60 % популярности; в Канаде — 30 %;
  • отравление: передозировка лекарств, в США — составляет 18 % от всех самоубийств;
  • ДТП с единственной жертвой: около 17 %;
  • прощальные записки с наложением на себя рук: 15-25 %.
  • Прогноз и профилактика

    Прогноз суицидального поведения детей и подростков благоприятен при комплексной медико-психологической помощи, активном участии родителей, родственников в профилактике. Частота рецидивов составляет 50%, в большинстве случаев повторные попытки совершаются детьми и подростками, имеющими психические заболевания, из неблагополучных семей. Профилактика основана на устранении факторов риска. Важна благоприятная семейная обстановка, доверительные отношения. Необходимо обучать ребенка способам разрешения конфликтов, противостояния стрессовым факторам. При изменениях поведения, эмоциональных реакций нужно поговорить, подключить детского психолога, при серьёзных нарушениях – психиатра.